Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога

Педагогические практики » Культура педагогического труда » Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога

Страница 2

Второй этап, таким образом, — это этап самоопределения внут­ри педагогической деятельности, этап рождения самостоятельной педагогической системы. Проис­ходит разворачивание процесса самообучения и самовоспита­ния, и одновременно идет ста­новление собственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов дей­ствия — все это развивает педа­гогическую нравственность, учит постоянной рефлексивностипо­зиции, умению реализовать себя в педагогически значимых дей­ствиях, укрепляет самостоятель­ность и целостность педагогиче­ской позиции. Иными словами — закладывает основы реа­лизации творческой индиви­дуальности в педагогической культуре учителя.

Третий этап

— это этап саморе­ализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он — учи­тель, этим и интересен». Инди­видуальность проявляется в от­крытости проблемам, в мудрос­ти, в постоянной творческой не­удовлетворенности. Субъектив­но такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствовать­ся, обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с учителями — участниками

К сожалению, и наши исследо­вания, и весь опыт создания и реализации индивидуальных пе­дагогических концепций свиде­тельствуют: чаще всего содержа­ние третьего этапа — это борь­ба как на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельности педаго­гических воззрений, «самости», неотделимых от творческой ин­дивидуальности педагога, — свидетельства их личной значи­мости для учителя. Истинную оценку любому новому дает время. А.С. Макаренко в прак­­тическом отношении проиграл личную битву с «педагогичес­ким Олимпом», вынесшим при­говор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская», но он по­нимал, что в стратегическом отношении дело его жизни выиграно,

борьбу за свое «пе­дагогическое видение» он вел до последнего вздоха. Давно уже никто не помнит имен тех,

кто уничтожал систему А.С. Макаренко, но его творческая инди­видуальность, воплощенная в воспитанниках, в книгах, в тео­рии, доказала свою значимость и ценность для педагогики, со­циальной психологии, она и по­ныне вдохновляет педагогов на творческий поиск. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации — формирование профессио­нального мастерства. Прак­тически все работы, посвящен­ные повышению профессио­нальной компетентности, мас­терства и т. д., — это работы по социализации педагога. Социа­лизация и индивидуализация – взаимообусловливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сфор­мироваться и полностью про­явиться творческая индивиду­альность, без творческой инди­видуальности становление про­фессионализма односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречают­ся случаи, когда личность педа­гога «разорвана», индивидуали­зация и социализация проявля­ются по отдельности. Грамот­ный, безупречно выполняющий все профессиональные действия, успешно обучающий, но неинте­ресный, никак не проявляющий индивидуальность педагог — не редкость. «Беспородные», — грубовато, но точно говорил о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот, оригинальный и та­лантливый во многом, но не умеющий выполнять

самые про­стые педагогические операции учитель также встречается в практике.

Итак, индивидуальность и культура про­фессионализма

— две «равновес­ные» стороны личности педаго­га, одинаково важные для ус­пешной деятельности.

Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих ка­честв. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятель­ности, то его индивидуализа­ция протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Выбор технологии программирования для учебного процесса
Выбирая стратегию преподавания информатики в школе, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса – это в большой степени выработка определенного стиля мышления, формирование наиболее общих навыков, умений и представлений, нежели освоение тех или иных конкретных языков и технических с ...

Методика проведения занятия по теме «Двумерные поверхности»
Тема: Двумерные поверхности. Тип урока: Урок введения нового материала, урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием двумерных поверхностей. Развивающая: Обеспечить у школьников развитие пространственного ...

Характеристика приемов и методов активного обучения
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют три основных типа ситуаци ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru