Второй этап, таким образом, — это этап самоопределения внутри педагогической деятельности, этап рождения самостоятельной педагогической системы. Происходит разворачивание процесса самообучения и самовоспитания, и одновременно идет становление собственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов действия — все это развивает педагогическую нравственность, учит постоянной рефлексивностипозиции, умению реализовать себя в педагогически значимых действиях, укрепляет самостоятельность и целостность педагогической позиции. Иными словами — закладывает основы реализации творческой индивидуальности в педагогической культуре учителя.
Третий этап
— это этап самореализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он — учитель, этим и интересен». Индивидуальность проявляется в открытости проблемам, в мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности. Субъективно такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться, обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с учителями — участниками
К сожалению, и наши исследования, и весь опыт создания и реализации индивидуальных педагогических концепций свидетельствуют: чаще всего содержание третьего этапа — это борьба как на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельности педагогических воззрений, «самости», неотделимых от творческой индивидуальности педагога, — свидетельства их личной значимости для учителя. Истинную оценку любому новому дает время. А.С. Макаренко в практическом отношении проиграл личную битву с «педагогическим Олимпом», вынесшим приговор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская», но он понимал, что в стратегическом отношении дело его жизни выиграно,
борьбу за свое «педагогическое видение» он вел до последнего вздоха. Давно уже никто не помнит имен тех,
кто уничтожал систему А.С. Макаренко, но его творческая индивидуальность, воплощенная в воспитанниках, в книгах, в теории, доказала свою значимость и ценность для педагогики, социальной психологии, она и поныне вдохновляет педагогов на творческий поиск. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации — формирование профессионального мастерства. Практически все работы, посвященные повышению профессиональной компетентности, мастерства и т. д., — это работы по социализации педагога. Социализация и индивидуализация – взаимообусловливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность, без творческой индивидуальности становление профессионализма односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречаются случаи, когда личность педагога «разорвана», индивидуализация и социализация проявляются по отдельности. Грамотный, безупречно выполняющий все профессиональные действия, успешно обучающий, но неинтересный, никак не проявляющий индивидуальность педагог — не редкость. «Беспородные», — грубовато, но точно говорил о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот, оригинальный и талантливый во многом, но не умеющий выполнять
самые простые педагогические операции учитель также встречается в практике.
Итак, индивидуальность и культура профессионализма
— две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.
Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятельности, то его индивидуализация протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.
Новости образования:
Этапы работы над задачей
Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы: 1. Усвоение содержания текст ...
Развитие физической научной школы «Кипение жидкостей» с 1954 г. по 1990 г
С приходом в Ставропольский педагогический институт доцента Е. И. Несиса на физико-математическом факультете начала вестись активная научная работа по проблемам физики кипения, приведшая к созданию научной школы по данному направлению. После того как Е.И. Несис стал заведующим кафедрой теоретическо ...
Методика проведения занятия по теме «Узлы и зацепления»
Тема: Узлы и зацепления. Тип урока: Урок введения нового материала; урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование на наглядном уровне целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием узлов и зацеплений на наглядном уровне для дальнейшего изучения данного ...