Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности

Педагогические практики » Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников » Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности

Страница 1

Для того чтобы определить «зону ближайшего действия», то есть тот уровень умений и навыков, который мы можем достичь в процессе обучения, нам нужно провести с дошкольниками диагностики, определяющие имеющийся уровень развития творческого мышления и дизайнерских способностей.

Диагностическую работу можно проводить как индивидуально с ребенком, так и с группой детей, в зависимости от характера и особенностей диагностической работы.

Учеными, работавшими в области развития творческих способностей детей, предлагаются следующие тесты и диагностики:

«Ассоциативный тест» (по Башаевой Т.В.) [11]

Данный тест позволяет выявить знание о цветовых оттенках и состоянии цветоразличения.

Для проведения диагностики подбираются знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и цветные фишки. Ребенку предлагают соотнести фишки к предмету по цвету и оттенку. (приложение, рис. 1, 2, 3)

Анализ проводится по следующей шкале:

3 балла - высокий уровень: не допустил не одной ошибки;

2 балла - средний: допустил 1-2 ошибки;

1 балл - низкий: допустил более 2-х ошибок.

«Тест цветоразличия» (по Чередняковой Т.В.) [11]

Данный тест позволяет выявить знания оттенков цвета.

Для проведения этого теста нам нужны карточки в количестве 10 штук с контрастными цветами нескольких оттенков. Например, красного и зеленого цвета.

Ребенку предлагаются карточки, и дается задание:

1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого. Используем 2 цвета – зеленый и красный.

2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

После выполнения ребенком задания проводится количественный анализ:

3 балла - высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, тоновом оттенке: не допустил ошибок при выполнении задания;

2 балла - средний уровень: допустили 1-2 ошибки;

1 балл - низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.

«Выявление знаний о форме, композиции» (по Падалко А.Е.) [11]

Данный тест можно проводить с несколькими детьми одновременно, и позволяет он выявить знание геометрических фигур, определить уровень знаний детей о цвете, форме, уровне сформированности композиционных навыков.

С целью проведения диагностики детям дается задание составить узор, орнамент для украшения тарелки так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы цвета сочетались между собой.

По окончании работы детям задаются вопросы, которые имеют большое значение для умственного, речевого развития и способствующие формированию дизайнерского мышления у детей.

Какие геометрические формы использовали?

Как расположены формы относительно друг друга? (симметрично, различно)

Какие цвета использовали? (контрастные, теплые, холодные)

Сочетаются ли цвета?

Затем подводится итог, и определяются уровни развития знаний детей:

1 балл - низкий: дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

2 балла – средний: дети знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

3 балла – высокий: дети вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Диагностика «Выявление элементов технической эстетики» [11]

Данную диагностику можно применять с целью выявления элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?

Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?

Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему?

Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников
Цель: - формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста; - разработка системы экологически ориентированных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием живого мира; - включение дидактических игр в различные виды деятель ...

Организация экспериментальной работы
Согласно цели нашего исследования и поставленным задачам в настоящей главе необходимо экспериментально проверить педагогические условия моделирования духовно-творческой среды воспитания личности дошкольников. Чтобы исследовать, насколько у детей-дошкольников сформирована готовность к формированию д ...

Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности[32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru