Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности

Педагогические практики » Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников » Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности

Страница 1

Для того чтобы определить «зону ближайшего действия», то есть тот уровень умений и навыков, который мы можем достичь в процессе обучения, нам нужно провести с дошкольниками диагностики, определяющие имеющийся уровень развития творческого мышления и дизайнерских способностей.

Диагностическую работу можно проводить как индивидуально с ребенком, так и с группой детей, в зависимости от характера и особенностей диагностической работы.

Учеными, работавшими в области развития творческих способностей детей, предлагаются следующие тесты и диагностики:

«Ассоциативный тест» (по Башаевой Т.В.) [11]

Данный тест позволяет выявить знание о цветовых оттенках и состоянии цветоразличения.

Для проведения диагностики подбираются знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и цветные фишки. Ребенку предлагают соотнести фишки к предмету по цвету и оттенку. (приложение, рис. 1, 2, 3)

Анализ проводится по следующей шкале:

3 балла - высокий уровень: не допустил не одной ошибки;

2 балла - средний: допустил 1-2 ошибки;

1 балл - низкий: допустил более 2-х ошибок.

«Тест цветоразличия» (по Чередняковой Т.В.) [11]

Данный тест позволяет выявить знания оттенков цвета.

Для проведения этого теста нам нужны карточки в количестве 10 штук с контрастными цветами нескольких оттенков. Например, красного и зеленого цвета.

Ребенку предлагаются карточки, и дается задание:

1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого. Используем 2 цвета – зеленый и красный.

2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

После выполнения ребенком задания проводится количественный анализ:

3 балла - высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, тоновом оттенке: не допустил ошибок при выполнении задания;

2 балла - средний уровень: допустили 1-2 ошибки;

1 балл - низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.

«Выявление знаний о форме, композиции» (по Падалко А.Е.) [11]

Данный тест можно проводить с несколькими детьми одновременно, и позволяет он выявить знание геометрических фигур, определить уровень знаний детей о цвете, форме, уровне сформированности композиционных навыков.

С целью проведения диагностики детям дается задание составить узор, орнамент для украшения тарелки так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы цвета сочетались между собой.

По окончании работы детям задаются вопросы, которые имеют большое значение для умственного, речевого развития и способствующие формированию дизайнерского мышления у детей.

Какие геометрические формы использовали?

Как расположены формы относительно друг друга? (симметрично, различно)

Какие цвета использовали? (контрастные, теплые, холодные)

Сочетаются ли цвета?

Затем подводится итог, и определяются уровни развития знаний детей:

1 балл - низкий: дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

2 балла – средний: дети знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

3 балла – высокий: дети вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Диагностика «Выявление элементов технической эстетики» [11]

Данную диагностику можно применять с целью выявления элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?

Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?

Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему?

Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса
Трудности адаптации и обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении учащихся, их успеваемости, отношениях в коллективе и т. п., но причины возникновения трудностей, их физиологические и психологические механизмы, этиология могут быть совершенно разными. Поэтом ...

Проблемная ситуация и задача
Любая учебная проблема возникает из проблемной ситуации, «как ясно или неясно осознанное субъектом затруднение» Затруднение объективно, а в процессе обучения специально создается учителем конструированием информационно-познавательного противоречия между известными и новыми знаниями и не знаниями. А ...

Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской субкультуры
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что вообра ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru