Для того чтобы определить «зону ближайшего действия», то есть тот уровень умений и навыков, который мы можем достичь в процессе обучения, нам нужно провести с дошкольниками диагностики, определяющие имеющийся уровень развития творческого мышления и дизайнерских способностей.
Диагностическую работу можно проводить как индивидуально с ребенком, так и с группой детей, в зависимости от характера и особенностей диагностической работы.
Учеными, работавшими в области развития творческих способностей детей, предлагаются следующие тесты и диагностики:
«Ассоциативный тест» (по Башаевой Т.В.) [11]
Данный тест позволяет выявить знание о цветовых оттенках и состоянии цветоразличения.
Для проведения диагностики подбираются знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и цветные фишки. Ребенку предлагают соотнести фишки к предмету по цвету и оттенку. (приложение, рис. 1, 2, 3)
Анализ проводится по следующей шкале:
3 балла - высокий уровень: не допустил не одной ошибки;
2 балла - средний: допустил 1-2 ошибки;
1 балл - низкий: допустил более 2-х ошибок.
«Тест цветоразличия» (по Чередняковой Т.В.) [11]
Данный тест позволяет выявить знания оттенков цвета.
Для проведения этого теста нам нужны карточки в количестве 10 штук с контрастными цветами нескольких оттенков. Например, красного и зеленого цвета.
Ребенку предлагаются карточки, и дается задание:
1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого. Используем 2 цвета – зеленый и красный.
2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).
После выполнения ребенком задания проводится количественный анализ:
3 балла - высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, тоновом оттенке: не допустил ошибок при выполнении задания;
2 балла - средний уровень: допустили 1-2 ошибки;
1 балл - низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.
«Выявление знаний о форме, композиции» (по Падалко А.Е.) [11]
Данный тест можно проводить с несколькими детьми одновременно, и позволяет он выявить знание геометрических фигур, определить уровень знаний детей о цвете, форме, уровне сформированности композиционных навыков.
С целью проведения диагностики детям дается задание составить узор, орнамент для украшения тарелки так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы цвета сочетались между собой.
По окончании работы детям задаются вопросы, которые имеют большое значение для умственного, речевого развития и способствующие формированию дизайнерского мышления у детей.
Какие геометрические формы использовали?
Как расположены формы относительно друг друга? (симметрично, различно)
Какие цвета использовали? (контрастные, теплые, холодные)
Сочетаются ли цвета?
Затем подводится итог, и определяются уровни развития знаний детей:
1 балл - низкий: дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.
2 балла – средний: дети знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.
3 балла – высокий: дети вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.
Диагностика «Выявление элементов технической эстетики» [11]
Данную диагностику можно применять с целью выявления элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание.
Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?
Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?
Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему?
Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?
Новости образования:
Задача и умение её решать
В начальном курсе обучения математике задачи играют большую роль. Что составляет содержание понятия «задача»? В Толковом Словаре русского языка Ожегова С.И. дана такая трактовка этого понятия: «задача - это то, что требует разрешения, исполнения». [17, с. 203] Из «Психологического словаря» мы узнаё ...
Игры с правилами
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способ ...
Нетрадиционные уроки. Урок-зачет
Тема нашего урока-зачета очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дать учащимся возмо ...