— Чувствуете, как пахнет булочками? Это повара для нас с вами испекли .
— Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать .
— Кто летал на самолете? Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину .
Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:
— Тихо пройдем на цыпочках! Чтобы не мешать никому!
— Не торопись - мы тебя подождем!
— Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание!
— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!
В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:
— Юноши! Необходима перестановка мебели .
— Девушки! Малышам не хватает ласки!
— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь .
— Наш школьный дом нуждается в заботе .
В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:
— Непонятная картина? Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?
— Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!
— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались .
— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?
В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:
— Будем учиться, чтобы стать созидателями .
— Наш спектакль доставит радость людям .
— У нас есть руки, и есть сила — почему же мы ходим по грязной дороге?
В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие .) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.
Итак, в целом, можно сказать, что изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями занимается отрасль научного познания – педагогическая аксиология. На сегодняшний день существует множество определений понятия педагогической ценности, но все они отражают в себе то, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.
По уровню своего существования педагогические ценности классифицируют на личностные, групповые и социальные. Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, а инструментальные ценности называют ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер.
Новости образования:
Система организации формирования знаний о многообразии
живой природы у старших дошкольников
Цель: - формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста; - разработка системы экологически ориентированных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием живого мира; - включение дидактических игр в различные виды деятель ...
Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...
Сущность понятий
«здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность ...