Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Педагогические практики » Педагогические ценности » Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Страница 2

— Чувствуете, как пахнет булочками? Это повара для нас с вами испекли .

— Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать .

— Кто летал на самолете? Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину .

Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

— Тихо пройдем на цыпочках! Чтобы не мешать никому!

— Не торопись - мы тебя подождем!

— Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание!

— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!

В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:

— Юноши! Необходима перестановка мебели .

— Девушки! Малышам не хватает ласки!

— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь .

— Наш школьный дом нуждается в заботе .

В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

— Непонятная картина? Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?

— Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!

— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались .

— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?

В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:

— Будем учиться, чтобы стать созидателями .

— Наш спектакль доставит радость людям .

— У нас есть руки, и есть сила — почему же мы ходим по грязной дороге?

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие .) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

Итак, в целом, можно сказать, что изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями занимается отрасль научного познания – педагогическая аксиология. На сегодняшний день существует множество определений понятия педагогической ценности, но все они отражают в себе то, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.

По уровню своего существования педагогические ценности классифицируют на личностные, групповые и социальные. Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, а инструментальные ценности называют ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Формирование воображения у детей
В определении истоков формирования воображения исходили из общего убеждения в том, что психическую функцию нельзя создать научением. Ее можно сформировать из чего-то имеющегося у ребенка, видоизменяя и развивая это имеющееся качество. Таким качеством представляется изначальная активность ребенка, с ...

Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...

Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия создания
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей. Проблемное преподавание определяется как деятельность учите ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru