Имитационно-моделирующая игра «Случаи из педагогической практики».
Цель ее — интегрирование материала, изученного в курсе, формирование коммуникативных умений высокого уровня (умелая деятельность). Слушатели выполняют такие роли: эксперт, педагог, учащийся. Экспертов трое, их выбирают открытым голосованием, они получают устные инструкции и экспертные листы. Остальные участники игры разбиваются на пары, каждая из которых по очереди работает в «круглом аквариуме» (пара работает, а остальные участники группы наблюдают, готовятся задавать вопросы, вносить предложения по представленному случаю). «Учащийся» получает роль, «педагог» — описание ситуации. Роль представляет собой краткую характеристику психологических особенностей учащегося: возраст, пол, доминирующие потребности и мотивы деятельности, интраверсия — экстраверсия, эмоциональная стабильность — нейротизм, эмоциональная направленность личности, стратегии поведения в сложной ситуации общения, типичные эмоциональные реакции, гибкость восприятия, восприятие времени, умение формулировать цель в позитивных категориях. Описание ситуации может быть кратким: время, место, что происходит. «Педагог» играет самого себя. Время взаимодействия играющей пары: 5—7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог» анализирует свою работу, подводит ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики, формулировка проблемы, формулировка цели педагогического взаимодействия, использованные методы взаимодействия.
Затем работу пары обсуждает группа. Экспертная комиссия выставляет и аргументирует оценки.
Затем работает следующая пара. Руководитель игры обеспечивает поддержку творческого духа участников, комфортный психологический климат, конструктивное обсуждение. Для этого перед игрой проводится разминка, используются музыкальные и танцевальные паузы, юмор, подбираются разнообразные, нестандартные ситуации в качестве материала для игры. В конце занятия экспертная комиссия подводит общие итоги, а руководитель анализирует и отмечает работу экспертов. Желательно проводить эту игру в конце изучения курса, но не на последнем занятии, чтобы хватило времени на групповую и индивидуальную работу со слушателями, у которых выявляются пробелы в знаниях, а умения недостаточно сформированы.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогический труд — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).
Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности". Это говорит о том, что человек, не имеющий способностей к общению с людьми, организаторских, коммуникативных, одним словом, способностей к педагогической деятельности, не сможет стать настоящим профессионалом. Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура.
Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры.
Новости образования:
Анализ полученных результатов и их интерпретация
После проведения серии занятий с целью повышения уровня профессиональной готовности старшеклассников мы вновь провели исследование уровня профессиональной готовности старшеклассников. Результаты исследования по шкале «Автономность» на контрольном этапе мы поместили в таблицу 6. Таблица 6 Распределе ...
Основные стороны спортивной тренировки
Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без меча), а так же особенн ...
Игра как средство формирования элементарной системы
экологических знаний у детей дошкольного возраста
Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра – образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, сп ...