Проявление творческих умений учителя в играх

Педагогические практики » Культура педагогического труда » Проявление творческих умений учителя в играх

Страница 1

Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу­ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли­вать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич­ные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения раз­виваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих от­ветственность за результаты своей деятельности, обладаю­щих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир гла­зами других, разделять пережи­вания, чувствовать настроение собеседника.

С помощью упраж­нений и игр развиваются у пе­дагогов адекватная самооцен­ка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, вооб­ражение, умение слушать собе­седника.

На школь­ных семинарах вы сможете ор­ганизовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.

Игра «Чудодейственный во­прос»

. Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в пе­дагогической деятельности воз­можностей личности, совершен­ствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий — среди них. 1-я часть. Ведущий:

«Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с каки­ми учениками, вы особенно до­вольны?»

Участники игры называют каче­ства ребят, которые их привле­кают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоцио­нально поддерживает, повторяет некоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди — эти учащи­еся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них гла­за? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Ка­кое настроение характерно для них? Как они дышат? Как дви­гаются?»

Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательст­во: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По су­ществу, учителей интересуют только ответы детей, их успевае­мость. Отвечая на вопросы веду­щего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит ду­мать об этом, внимательнее от­носиться к ученикам. Очень по­лезно привлечь к таким заняти­ям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на во­просы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части уп­ражнения.

2-я часть. Ведущий:«Давайте немного пофантазируем. Пред­ставьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и . произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствова­ли их только что в нашем вооб­ражении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая ви­деокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помо­щью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Ка­кие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»

Когда изме­нений названо достаточно, веду­щий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ва­ше поведение стало привыч­ным?» Ведущий слушает вы­сказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие от­крытия для себя сегодня вы сделали?»

Чтобы цель игры была достигну­та, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоцио­нальным состояниям участни­ков, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и вырази­тельной. Наш опыт позволяет го­ворить о том, что участие педа­гога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, наст­раивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детали­зация, умножение конкретных конструктивных действий, а так­же использование зрительной, слуховой и эмоциональной па­мяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школь­никами, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у кото­рых низкий уровень притязаний.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Методика проведения занятия по рисованию с натуры
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного м ...

Лингвистическая игра в системе средств обучения русскому языку
Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра ...

Цели и задачи обучения иностранному языку
Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начин ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru