Проявление творческих умений учителя в играх

Педагогические практики » Культура педагогического труда » Проявление творческих умений учителя в играх

Страница 1

Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу­ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли­вать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич­ные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения раз­виваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих от­ветственность за результаты своей деятельности, обладаю­щих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир гла­зами других, разделять пережи­вания, чувствовать настроение собеседника.

С помощью упраж­нений и игр развиваются у пе­дагогов адекватная самооцен­ка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, вооб­ражение, умение слушать собе­седника.

На школь­ных семинарах вы сможете ор­ганизовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.

Игра «Чудодейственный во­прос»

. Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в пе­дагогической деятельности воз­можностей личности, совершен­ствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий — среди них. 1-я часть. Ведущий:

«Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с каки­ми учениками, вы особенно до­вольны?»

Участники игры называют каче­ства ребят, которые их привле­кают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоцио­нально поддерживает, повторяет некоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди — эти учащи­еся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них гла­за? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Ка­кое настроение характерно для них? Как они дышат? Как дви­гаются?»

Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательст­во: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По су­ществу, учителей интересуют только ответы детей, их успевае­мость. Отвечая на вопросы веду­щего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит ду­мать об этом, внимательнее от­носиться к ученикам. Очень по­лезно привлечь к таким заняти­ям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на во­просы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части уп­ражнения.

2-я часть. Ведущий:«Давайте немного пофантазируем. Пред­ставьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и . произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствова­ли их только что в нашем вооб­ражении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая ви­деокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помо­щью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Ка­кие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»

Когда изме­нений названо достаточно, веду­щий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ва­ше поведение стало привыч­ным?» Ведущий слушает вы­сказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие от­крытия для себя сегодня вы сделали?»

Чтобы цель игры была достигну­та, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоцио­нальным состояниям участни­ков, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и вырази­тельной. Наш опыт позволяет го­ворить о том, что участие педа­гога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, наст­раивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детали­зация, умножение конкретных конструктивных действий, а так­же использование зрительной, слуховой и эмоциональной па­мяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школь­никами, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у кото­рых низкий уровень притязаний.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Возрастные особенности младшего школьного возраста
Я.А. Коменский утверждал и настаивал на том, что в учебно-воспитательной работе должен быть строгий учет возрастных особенностей детей. Он был первым, кто выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому воспитание и обучение должны соответствовать возрастным этапам развития. Он ...

Психофизиологическая характеристика процесса чтения
Чтение – сложный процесс. Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, так как эти действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент предста ...

Структура проблемного урока
Структура урока изучения нового материала. первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся. указание на то, что учащиеся должны запомнить. мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. сообщение либо актуализация техник ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru