Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Страница 1

Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра – образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

В последние годы на игровую деятельность дошкольников обращали пристальное внимание ведущие психологи. В этой связи необходимо упомянуть исследования Д.Б.Эльконина о социальной природе и механизме становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка. Учёный сумел установить, что игровая деятельность ребёнка, многие аспекты которой ещё не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На этот момент указывают и исследования А.В.Запорожца (32, с. 215).

Вот эта позиция целесообразности использования игры в обучении вывела исследователей на проблему разработки игр, цель которых – обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, условия для развития умственных умений и навыков. С помощью игр решаются разные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умение использовать приобретённые навыки в новой ситуации. Игра – форма организации обучения, метод закрепления знаний, средство воспитания. Однако любое произвольное изменение структурных элементов игры разрушает её, превращая в систему ограничений.

Ж.Пиаже "критически рассмотрев" некоторые теории игры, даёт свою интерпретацию игры, исходя из структуры мышления ребёнка. Выделяет три основные, связанные в один ряд структуры игры: игра – управление, символическая игра и игра с правилами. Все они сходны в том, что являются формами поведения, в которых преобладает ассимиляция. Их различия в том, что на каждом этапе развития действительность ассимилирует разными схемами. Указывает, что упражнения, символы и правила являются тремя последовательными этапами, которые характеризуют большие классы игр с точки зрения их умственных структур. Какова структура мысли ребёнка на том или ином этапе развития, такова и его игра, ибо игра есть не что иное, как ассимиляция действительности в соответствии со структурой мысли.

Ж. Шато уделяет много внимания анализу игр с правилами, в которых элементы волевого поведения, преодоления трудностей, социальные утверждения через подчинение правилам представлены очень реально. Однако, исследовав этот тип игры, Шато распространил их понимание на все виды игр, в частности и на имитационные игры.

Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникнуть такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе химии
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки. Демонстрационным называют эксперимент, которы ...

Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru