Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

Педагогические практики » Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются, и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется его жизненный опытом.

Важность развития произвольности памяти в младшем школьном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития психики (Л.С. Выготский [13], А.В. Запорожец [99], А.Н Леонтьев [47, 48], А.Р. Лурия [51]). Во-вторых, становление элементов произвольности познавательных процессов имеет несомненную педагогическую актуальность. Обучение в школе требует от ребенка умения произвольно управлять своими психическими процессами (Л.И. Божович [7], З.М. Истомина [33], А.Н Леонтьев [48] и другие).

По данным Н.М. Гнедовой [17], З.М. Истоминой [33], элементы произвольной памяти начинают складываться в 4 – 5 лет. Поэтому встает проблема развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой [33] выявило некоторые механизму ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой и других[12]. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой [17], Т.А. Корман [12]. В то же время все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти дошкольника.

Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Учитывая все сказанное выше, а также то, что память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений, изучение особенностей произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых дошкольников является сегодня актуальной проблемой.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы условия развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.

Актуальность и проблема исследования определили цель данной работы: изучение условий развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики.

Объект исследования: память младших школьников с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: развитие произвольной памяти детей с нарушениями интеллекта.

Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если:

психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, основанный на особенностях произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

использовать дидактической игры непосредственно на уроках, в младших классах СКОУ VIII вида;

дидактическая игра будет включена, составной частью, на всех этапах процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач исследования:

проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;

рассмотреть особенности произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие произвольной памяти в процессе дидактической игры младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики;

разработать систему дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методологическую основу нашего исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития нормально развивающегося и умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский [13], В.И. Лубовский [50]).

Весьма значимой для нашего исследования является положение Л.С. Выготского [13] о культурно-историческом развитии высших психических функций. Оно позволяет рассматривать развитие ребёнка как постепенное вхождение в человеческую культуру через овладение закреплёнными в ней средствами воздействия на окружающий мир и самого себя. а этой основе его психика становится осознанной и произвольной, складывается способность к саморегуляции. Так же положение С.Л. Рубинштейна [70] о развитии психики, сознания в деятельности, которое показывает, что для психического развития необходима специально организованная деятельность.

В работе учитывались положение А.Н. Леонтьева [47] об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как "вращивания" внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия. В свете данного положения произвольная память рассматривается как продукт культурного, социального развития;

Приоритетным для нашей работы явилось учение П.Я. Гальперина [16] о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает генетическую связь идеальных психических действий с действиями материальными. Данная теория создаёт психологические основы для педагогического руководства самим процессом формирования умственных действий;

В экспериментальной части работы мы активно использовали положение Л.А. Венгера [10] о роли наглядного моделирования в формировании приёмов опосредования и в развитии общих умственных способностей. Реальные модели рассматриваются как источник построения внутренних мысленных моделей, при помощи которых ребёнок представляет себе действительность. А так же положение А.В. Запорожца [99] об амплификации, то есть обогащении детского развития. Обучение не ускоряет его, а расширяет возможности именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. При этом осваивается широкий круг задач, которые прежде всего свойственны дошкольным видам деятельности. А взрослый помогает ребёнку найти культурные способы решения подобных проблем. Указанный подход даёт возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребёнка и взрослого в развивающих целях.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, катамнестический анализ.

Базой нашего экспериментального исследования стала «Школа – центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска . И муниципальное образовательное учреждение средняя школа №10 г. Курска.

Наша квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

В приложении находятся стимульный материал к методикам и наглядный материал к упражнениям.

Практическая значимость заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных коррекционных учреждениях; в преподавании курса по педагогике, специальной психологии, коррекционной педагогике в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям; на курсах переподготовки и повышения квалификации учителей - дефектологов, учителей - логопедов, специальных психологов, педагогов и др.

Новости образования:

Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника ...

Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях
Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций котор ...

Взгляды педагога на мир
Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru