4) Отношение к представителям других национальностей - нетерпимое и высокомерное.
5) Практические поступки - оскорбления в адрес представителей других национальностей, их избиение и демонстративное пренебрежение их интересами.
Для низкого уровня сформированности культуры межнационального общения специфика показателей заключается в следующем:
1) Национальное самосознание - отсутствие или минимум знаний о национальной культуре, истории своего народа, неуважение его традиций, обычаев; возможно отсутствие идентификации по национальному признаку.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности - избирательность в принятии и следовании социокультурным нормам и эстетическим требованиям общества.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -отсутствие интереса к истории и культуре других народов.
4) Отношение к представителям других национальностей - неуважение людей других национальностей, настороженное отношение к ним или полное безразличие.
5) Практические поступки - игнорирование представителей иного народа или действие по формуле: «этих люблю, а тех не люблю».
Показатели культуры межнационального общения на среднем уровне сформированности культуры межнационального общения имеют следующее содержание:
1) Национальное самосознание - самоидентификация по национальному признаку, положительное отношение к национальной истории и культуре.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности - знание общечеловеческих ценностей, стремление действовать в соответствии с ними.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -избирательный интерес в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов.
4) Отношение к представителям других национальностей - понимание и принятие другой культуры; мирные, дружеские отношения с людьми разных национальностей, но все же к некоторым народам есть предубеждения, нежелание вступать с ними во взаимодействие
5) Практические поступки — индифферентное поведение и интегрирование культурных традиций при общении с людьми других национальностей.
Высокий уровень сформированности культуры межнационального общения определен в исследовании как национальная толерантность.
На уровне национальной толерантности показатели культуры межнационального общения следующие:
4) Национальное самосознание - прогрессивное, т.е. осознание своей национальной принадлежности, устойчивые, позитивные взгляды и убеждения, ориентированные на бережное отношение к своей нации.
5) Ориентация на общечеловеческие ценности - усвоение и следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п. Приятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.)
6) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -устойчивый, т.е. существует потребность в приобретении новых знаний о культуре, истории, науке других народов через самые разнообразные источники: книги, фильмы, выставки и др.
7) Отношение к представителям иного народа и его культуре - понимание и принятие другой культуры; мирное, дружеское отношение к людям других национальностей; желание развивать сними отношения; уважение к людям другой национальности их культуре и истории.
8) Практические поступки - развитие отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении, умения и навыки взаимодействия с разнонациональной средой.
Особенности всех уровней сформированности культуры межнационального общения представляем в таблице № 3.
Таблица № 3
Уровни сформированности культуры межнационального общения
№ п/п |
Критерии |
Уровни | |||
Негативный |
Низкий |
Средний |
Высокий | ||
1 |
Национальное самосознание |
Абсолютизация своей общности, установка узких рамок религиозно-национальных взглядов |
Отсутствие или минимум знаний о национальной культуре, истории своего народа, неуважение, его традиций, обьиаев; возможно отсутствие идентификации по национальному признаку |
Развитие отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении, умения и навыки взаимодействия с разнонациональной средой |
Осознание своей национальной принадлежности, устойчивые, позитивные взгляды и убеждения, ориентированные на бережное отношение к своей нации |
2 |
Ориентация на общечеловеческие ценности |
Существует своя система ценностей, в которой собственная нация возводится в ранг «сверхценности» |
Избирательность в принятии и следовании социокультурным нормам и эстетическим требованиям общества |
Знание общечеловеческих ценностей, стремление действовать в соответствии с ними |
Усвоение и следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п. Приятие общечеловеческих ценностей на безе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.) |
3 |
Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов |
Отторжение, непринятие культуры других народов |
Отсутствие интереса к истории и культуре других народов |
Избирательный интерес в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов |
Устойчивый, т.е. существует потребность в приобретении новых знаний о культуре, истории, науке других народов через самые разнообразные источники: книги, фильмы, выставки и др. |
4 |
Этношение к чредставите-лям другого народа и его культуре |
Нетерпимое и высокомерное |
Неуважение людей других национальностей, настороженное отношение к ним или полное безразличие |
Понимание и принятие другой культуры; мирные, дружеские отношения с людьми разных национальностей, но все же к некоторым нациям есть предубеждение, нежелание вступать с ними во взаимодействие |
Понимание и принятие другой культуры; мирное дружеское отношение к людям других национальностей, желание развивать с ними отношения, уважение к людям других национальностей, их истории и культуре |
5 |
Практические поступки |
Оскорбления в адрес других национальностей, демонстративное пренебрежение их интересами |
Игнорирование представителей другого народа, действие по формуле: «Этих люблю, а тех не люблю» |
Индифферентное поведение и интегрирование культурных традиций при общении с людьми других национальностей |
Развитие отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении, умения и навыки взаимодействия с разнонациональной средой |
Новости образования:
Использование ценностно-ориентированных
воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с
целью формирования адекватной самооценки
Ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации для установления адекватной самооценки можно планировать и использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и математики, а также во внеурочной деятельности. Средствами таких ситуаций могут выс ...
Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...
Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся на современном этапе
Вокальное воспитание в школе – важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Пение – яркая образная форма углубленного представления об окружа ...