Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями

Страница 1

По данным Министерства образования и Науки Российской Федерации в стране насчитывается около 2 млн. детей относящихся к категории лиц с ОВЖ. Из них около 450 тыс. детей школьного возраста учатся 1969 специальных образовательных учреждениях. Дети и подростки, обучающиеся на дому, или школах индивидуального образования составляют 35 тыс.

В последнее время возросло число детей данной категории, которые живут в семье и посещают образовательные учреждения как приходящие учащиеся. По данный Министерства образования и науки на 2004 г. такие дети составляют около 45 тыс. человек [29].

Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании». Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.

В России накоплен большой опыт работы специальных образовательных учреждений для обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи и другими особенностями психофизического развития – это дети с ОВЖ.

Какие формы образования доступны детям с ОВЖ?

Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования.

«Я.И. Кузьминов (ректор ГУ-ВШЭ) высказал критические замечания относительно системы детских домов и интернатов, поскольку дети с различными нарушениями, попадая туда, становятся изолированными от общества. «Особую тревогу вызывает положение тех детей в интернатах, которые считаются необучаемыми и лишены возможности даже воспитания», – сказал ректор. Он призвал к изучению опыта зарубежных стран, где хорошо поставлено дело образования детей-инвалидов. «Пора переходить от разговоров о гуманизме к реальным гуманистическим шагам», – отметил Я.И. Кузьминов.

Была подчеркнута необходимость разработки примерных программ ранней коррекционной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также примерных программ для детей с нарушением в умственном развитии различных степеней. Предлагается предусмотреть подготовку и переподготовку кадров для системы коррекционного и инклюзивного образования».

Одним из самых эффективных методов получения образования детьми с ОВЖ и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми потребностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них.

Еще Л.С. Выгодский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России [15].

Автор Е.В. Резникова в разделе «Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательных школ к отдельным моментам в ее организации» пишет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению. Включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей с ОВЖ, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты
Накопление личного и коллективного опыта обучения, обмен им и практическое его использование возможны только потому, что в обучении в разных классах и школах проявляются общие зависимости между содержанием и приемами обучения, с одной стороны, и его образовательно-воспитательными результатами - с д ...

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Особенности рефлексии
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию вид ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru