В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, судя по ряду основополагающих показателей, положение детей находится в неудовлетворительном состоянии.
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей c ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. С каждым годом из-за трудных экономических условий, падения уровня жизни, ухудшения экологических условий, а также недостатков в системе здравоохранения их число увеличивается.
В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья, по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России, составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях. При этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).
По данным Росстата, при общем количестве детей с ОВЖ 590 тысяч человек получают образование 250 тысяч детей. Из них 140 тысяч детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тысяч детей – на дому и только около 70 тысяч детей – в системе специального образования. Из этого можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тысяч) детей с ОВЖ школьного возраста не обучаются.
Неуклонный рост числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, невысокая занятость в сфере производства, низкий уровень и качество их жизни требуют кардинального решения проблемы получения данной категорией лиц общего и профессионального образования.
Анализ состояния и перспектив получения образования лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности показывает наличие определенных трудностей и проблем, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение ими образования.
Зачастую школа не располагает достаточным количеством учителей, готовых заниматься с проблемными детьми на дому. Ребенок пропускает не только целые предметные главы, но и полные курсы. Эта же проблема приводит к тому, что один учитель ведет 3–4 смежных предмета, в которых он не является специалистом.
Учителя, реально работающие по программам домашнего обучения, – энтузиасты своего дела, так как оплата за обучение учащихся на дому низка, а время и усилия на дорогу учителю в расчет не идут.
Большая проблема заключается в том, что учителя средних школ, работающие с инвалидами, не имеют практически никаких специальных методик обучения по своим предметам для таких детей, и каждый полагается на свой опыт и интуицию. В процессе обучения они сталкиваются с множеством специфических особенностей в работе с этими детьми и, зачастую, не имеют методической поддержки. Труднее всего «уложить» программу средней школы в ограниченное количество часов, а если учесть, что дети физически ослаблены, то эффективность такого обучения достаточно низка.
Стоит обратить внимание, что таких предметов, как информатика, экономика, история религии, рисование и музыка в списке, чаще всего, вообще нет.
Кроме того, далеко не все специальные образовательные учреждения, по закону вроде бы обязанные брать на обучение детей с ограниченными возможностями, на самом деле не спешат это делать. Объяснение то же – условий нет...
Из сказанного становится ясным ответ на вопрос – необходимо ли дистанционное обучение ребенку с ОВЖ. Дистанционное обучение для больных детей и детей с ОВЖ необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей.
Уровень среднего образования детей с ограниченными возможностями здоровья невысокий по причине переуплотнения специальных образовательных учреждений, недостатка специальных педагогических кадров, обучающих детей на дому, слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий, лабораторных работ и т.д.).
Объектом изучения нашей работы является влияние дистанционного обучения на развитие и формирование личности.
В качестве предмета выступает образовательно-педагогический процесс, целенаправленно организуемый, в условиях дистанционного обучения.
Целью данной работы является разработка тематического материала, адаптированного для детей с ОВЖ, по темам содержательно-методической линии: "Алгоритмизация и программирование", в среде дистанционного обучения.
Гипотеза: внедрение в учебный процесс разработанной системы заданий позволит сформировать необходимые знания, умения, навыки (ЗУН) по данной теме у детей с ОВЖ.
Новости образования:
Педагогические идеи Роберта Оуэна в его работе «новый взгляд на общество
или опыты об образовании человеческого характера»
«Утописты, мечтающие о быстрой реформе рода человеческого, не знают истории человеческой души, но эти самые утописты необходимы: только их пламенным рвением движется этот медлительный процесс, и новая идея, хотя медленно и трудно, но все же входит в характер человека и человечества. Без этих утопис ...
Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...
Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...