Познавательные возможности учащихся

Страница 2

Познавательные возможности связанны не только с содержанием учебного материала, но и целями урока. Именно цели, составленные на основе содержания к познавательным возможностям класса, могут указать, как работать над содержанием урока, чтобы оно было оптимальным для данного класса. Именно цели отмечают, какие образы, понятия, идеи, закономерности или их существенные признаки предстоит усвоить учеником в доступной и в меру трудной форме для полноценного исторического образования? Какие взгляды, убеждения и чувства будет формировать содержание этого урока, какие познавательные способности и умения учащихся будут развиваться на этом уроке.

Приемы и средства преподавания учителя, избранные с учетом познавательных возможностей учащихся, могут подчеркнуть, разъяснить или, наоборот затушевать, изложить проблемно сущность теоретического материала. Первое, необходимо для слабых, а второе, для сильных учащихся. Приемы и средства могут усилить образное звучание, и эмоциональную выразительность главных исторических фактов, их важнейших составных частей и деталей, передать кратко и сжато не главные факты, другой аналогично им фактический материал. То и другое необходимо всем ученикам класса.

Правильно примененные приемы и средства учения в состоянии помочь слабым ученикам лучше разобраться в сложном материале и полноценно в меру своих сил усвоить его. Хорошо успевающих учащихся они могут организовать на перестройку и углубленной осмысление теоретического материала, усвоение его неизменном или преобразованном виде либо поставить их перед необходимостью провести самостоятельный творческий поиск существенного, найти и глубоко усвоить его без значительной помощи учителя. У всех учащихся они могут вызвать чувство сопричастия к изучаемым событиям и явлениям прошлого, сопереживание и усвоение их в эмоционально-образной форме.

Рассмотрим связи познавательных возможностей учащихся со смежными факторами процесса обучения на уроке "Начало Крымской войны".

Путем структурно-функционального анализа в качестве главного теоретического положения в содержании урока выделяется восточный вопрос. Остальной теоретический материал считается неглавным, конкретизирующим основные признаки восточного вопроса (см. с. 30). Такая логическая обработка теоретического содержания урока проведена в интересах слабо подготовленных учеников, которым трудно в полном объеме запомнить все перипетии столкновений интересов европейских государств на Ближнем Востоке. А как быть с хорошо подготовленными учениками? Их нагрузку усилит оперирование теоретическим материалом.

После ознакомления с восточным вопросом и его обострением в середине XIX в. учитель последовательно предложит учащимся на выбор два задания: одно связано с простым воспроизведением, а другое преобразованием изученного.

Хорошо подготовленные и некоторые из среднеподготовленных учеников могут воспользоваться более сложным заданием. Оно требует указать основные признаки восточного вопроса и конкретизировать каждый из них соответствующими фактами и характеристикой политических интересов европейских государств в момент обострения ближневосточного кризиса.

Перед сообщением сложного задания учитель даст менее сложное, разделив его на вопросы. Для ответа вызовет слабых учеников. Они назовут хронологические рамки восточного вопроса и время обострения его, охарактеризуют кратко сущность основных его признаков, назовут заинтересованные страны. При наличии времени по желанию кто-то из слабых или среднеуспевающих учеников может назвать интересы на Балканах и Ближнем Востоке каждой европейской страны. Последующие ответы сильных учащихся дополнят и углубят знания слабых учеников.

Так, например, для воссоздания ярких эмоциональных образов Синопского сражения и боев на реке Альме учитель привлечет из научно-популярной и художественной исторической литературы дополнительный материал, воссоздающий детали и наиболее яркие характерные эпизоды. Изложение строится с опорой на наглядные средства. Наибольший эффект дает использование кодоскопа (поэтапное воссоздание Синопского сражения) и локальный план расположения войск на реке Альме.

Работа учащихся с теоретическим материалом будет развивать их исторические мышление, и тем успешнее, чем основательнее они проникнут в сущность восточного вопроса, конкретизируя его основные признаки. Восприятие, усвоение и воспроизведение военных сражений в эмоциональной, наглядно-образной форме будут развивать внимание, образное восприятие, воссоздающее воображение, речь эмоции и чувства учеников, содействовать развитию умения усваивать главные исторические факты в наглядно-образной эмоциональной форме.

В ходе учения содержание обучения переходит в знание учеников. Формирование знаний сопровождается воспитанием их мировоззрения. Вместе с тем происходит их интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие. Так благодаря деятельности учителя и учащихся идеально задуманные цели превращаются в реальные результаты обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно боль ...

Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества
молодёжный полиэтнический патриотизм веротерпимость Названные три вида воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. В то же время, каждое из них отлично от двух других по своей сущности. Гражданское воспитание преследует цель формирования у воспитанников гражданственности, патриотическое – патр ...

Понятие, структура и виды деятельности, ее влияние на формирование толерантности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности. ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru