Познавательные возможности учащихся

Страница 3

Учебная деятельность учителя и учащихся в преподавание и учение протекает как единственный закономерный процесс, в котором деятельность учителя и учащихся имеет не только общие, но и свои особенные, специфические черты. Эти особенности имеют для образования и воспитания, учащихся очень большое значение.

Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и постепенно по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени.

Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок, учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания. В этом случае мы имеем несколько систем уроков, где преимущественно рассматриваются:

1) вопросы экономической жизни и общества в последовательно сменяющие друг друга исторические эпохи;

2) социально-политические аспекты жизни общества;

3) историко-культурное содержание и др.

Учебная деятельность учителя и учащихся дает устойчиво положительные результаты, если отвечает целям и содержанию обучения, познавательным возможностям учеников и протекает в органическом единстве.

Главной в обучении является учебная деятельность учащихся, поскольку обучение - это в конечном итоге познание учениками содержания учебного предмета.

Познавая исторический материал, учащиеся усваивают его фактологический, теоретический и воспитательный потенциалы:

главные исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие идеи и адекватные учебному материалу способы деятельности,

вырабатывают у себя в ходе познания личностное отношение к прошлым и текущим современным событиям общественной жизни,

удовлетворяют свои духовные запросы и интересы, развивают познавательные умения и способности, волю, эмоции, чувства.

В отличие от научного познания, в учебной работе учащиеся имеют дело с материалом, уже познанным наукой и адаптированным, приспособленным для школьного обучения. Их познавательная деятельность протекает под руководством учителя и с его необходимой помощью. В познавательной деятельности ученики используют разнообразное учебное пособие, облегчающие труд и повышающие эффективность его результатов.

Учитель, соучаствуя в познавательной деятельности учащихся, планируют совместную работу с учениками, определяет ее образовательные, воспитательные и развивающие цели.

При изложении главных исторических фактов учитель воссоздает яркие, эмоциональные образы прошлого и стремится вызвать у учащихся соответствующие им сопереживания, учит учеников видеть мысленно прошлое в образах, воссоздавать образы при воспроизведении исторических знаний, излагать знания с выражением личного отношения к важнейшим историческим событиям и явлениям.

Излагая исторический материал, учитель стремится к тому, что бы учащиеся основательно осмыслили его, ставит сильных и среднеуспевающих учащихся перед необходимостью самостоятельно анализировать исторические факты их связи и отношения находить, формулировать и доказывать скрытую в них сущность.

Развитию отношений сотрудничества помогают деловые учебные игры, применяемые на уроках истории.

На практике учителя всех специальностей и учащиеся в ходе обучения пользуются общими для всех, способами: словесным, наглядным и практическим. Поскольку слово применяется в устной речи и печатных (письменных) текстах, словесный способ подразделяется на устный и печатно-словесный.

В устном обучении учитель и учащиеся работают совместно и общаются друг с другом с помощью слова непосредственно. Графически это можно выразить так:

Печатно-словесный способ предлагает использование в обучении печатных и письменных текстов вместе с устным словом, что можно выразить так:

Практический способ включает в себя действия с математическими учебными предметами; эти действия сопровождаются устным и печатным словом, а так же демонстрацией наглядных средств:

В обучении истории практический способ применяется редко. Им пользуются преимущественно учителя физики, химии, труда, физвоспитания и другие.

Таким образом, методика обучения истории, как научная дисциплина разрабатывает содержание, организацию и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Преподавание истории в школе – сложное, многогранное, противоречивое педагогическое явление.

Методика, как наука призвана ответить на следующие практические вопросы: зачем учить, то есть, какие цели нужно и можно ставить с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с конкретными возможностями школьных курсов.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Упрямство
каприз воспитание детский упрямство Упрямство – это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее его Я – основа будущего характера. Подумайте, какой ценой вы стремитесь оставить его в прежних рамках? И не думайте, что ...

Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели пре ...

Профилактика заикания
Профилактика заикания осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических забо ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru