Познавательные возможности учащихся

Страница 1

Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности.

В ходе обучения надо следить за динамикой успехов каждого ученика. При этом следует избегать бытующей привычки оценивать пониженным баллом хорошие успехи тех, кто обычно успевает на балл или два ниже. Это убивает, желание учиться и, является тормозом развития познавательных сил слабых учеников.

Как правило, на уроках учителя проверяют лишь знания. Это не дает полной картины познавательных возможностей школьников. Попутно надо обязательно измерять и умения, степень овладения учеников, соответствующими приемами учения. Анализируя ответы, важно учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображения, на их подготовку и изложение.

В результате комплексного изучения познавательных возможностей учащихся в психологической литературе, есть понятие, которое получило название "обучаемость учеников".

Наиболее полно обучаемость измеряется степенью самостоятельности учащихся. Творческая самостоятельность в учебной и внеучебной работе - показатель высшей обучаемости школьников.

Приведенное определение имеет принципиально важное значение. Во-первых, оно позволяет провести тождество между понятиями "познавательные возможности" и "обучаемость" и измерять обучаемость познавательные силы учеников. Во-вторых, оно дает возможность психологически обоснованно определить понятие обучаемости истории. Для этого достаточно в процитированном определении указать специфические особенности истории как предмета школьного обучения.

Психологи и дидакты подразделяют учащихся по обучаемости на слабых и хорошо подготовленных. Между ними находятся среднеуспевающие ученики. Такое подразделение, произведенное по объективным показателям, значительно упрощает измерение познавательных возможностей любого учебного класса.

В основе обучаемости лексики уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи) мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности.

Педагогические исследования и учительская практика убеждают в том, что учебная работа на самом трудном уровне познавательной деятельности, обеспечивает оптимальное решение задач исторического образования и умственного развития школьников.

Главным обещающим показателем познавательных возможностей учащихся, является их обучаемость. Умелое практическое использование этого показателя на уроках заметно повышает качество обучения предмету, так как позволяет работать с полной нагрузкой всех учащихся.

"В процессе учения осознается только то, что занимает структурное место в непосредственной цели того или иного действия.… Чтобы сделать ученика внимательным к тому или иному предмету, надо поставить перед ним такие задачи, при решении которых, этот предмет занял бы в деятельности ученика структурное место цели".

В дидактике и методике обычно выделяют два типа умственной деятельности учащихся. Собственно определение способа ее осуществления: репродуктивную, то есть воспроизводящую способы действий; обучающую знание передаваемые в "готовом виде", и поисково-эвристическую (в том числе творческую), при которой способы действий и необходимые знания отыскиваются учащимися более или менее самостоятельно.

Бесспорно, учитель, планируя процесс обучения, должен определять на каком из этих двух кушей он поведет учеников к осознанию каждого конкретного явления.

В одной из педагогических публикаций можно найти следующее определение "Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а так же опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности.

В ходе обучения надо следить за динамикой успехов каждого ученика. Как правило, на уроках учителя проверяют лишь знания. Это не дает полной картины познавательных возможностей школьников. Анализируя ответы, важно учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображение на их подготовку и изложение.

Наиболее полно обучаемость измеряется степенью самостоятельности учащихся. Творческая самостоятельность в учебной и в не учебной работе – показатель высшей обучаемости школьников. Действия обучающих, являются для обучаемых образом, но не готовым шаблоном. При задаче самостоятельного поиска способов мышления обучаемый опирается на уже известное ему. Поиск учеником способа действий для конкретного случая психологии называют ориентировкой или ориентировочной частью действия. Она осуществляется по-разному, в зависимости от соотношения старых знаний и новизны ситуации, к которой их надо применить. Иначе говоря, действия осуществляются на определенной ориентировочной основе.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Знакомство с текстом
Знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их - значит сделать первый шаг к пониманию материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, обучаемый сопоставляет с ним известные ем ...

Сущность и характеристика диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
Сущность обучения диалогическим умениям на начальном этапе состоит в том, что в процессе такого обучения у учащихся развивается умение использовать диалогическую речь как средство общения. Основой и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная ...

Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматическог ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru