Познавательные возможности учащихся

Страница 1

Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности.

В ходе обучения надо следить за динамикой успехов каждого ученика. При этом следует избегать бытующей привычки оценивать пониженным баллом хорошие успехи тех, кто обычно успевает на балл или два ниже. Это убивает, желание учиться и, является тормозом развития познавательных сил слабых учеников.

Как правило, на уроках учителя проверяют лишь знания. Это не дает полной картины познавательных возможностей школьников. Попутно надо обязательно измерять и умения, степень овладения учеников, соответствующими приемами учения. Анализируя ответы, важно учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображения, на их подготовку и изложение.

В результате комплексного изучения познавательных возможностей учащихся в психологической литературе, есть понятие, которое получило название "обучаемость учеников".

Наиболее полно обучаемость измеряется степенью самостоятельности учащихся. Творческая самостоятельность в учебной и внеучебной работе - показатель высшей обучаемости школьников.

Приведенное определение имеет принципиально важное значение. Во-первых, оно позволяет провести тождество между понятиями "познавательные возможности" и "обучаемость" и измерять обучаемость познавательные силы учеников. Во-вторых, оно дает возможность психологически обоснованно определить понятие обучаемости истории. Для этого достаточно в процитированном определении указать специфические особенности истории как предмета школьного обучения.

Психологи и дидакты подразделяют учащихся по обучаемости на слабых и хорошо подготовленных. Между ними находятся среднеуспевающие ученики. Такое подразделение, произведенное по объективным показателям, значительно упрощает измерение познавательных возможностей любого учебного класса.

В основе обучаемости лексики уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи) мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности.

Педагогические исследования и учительская практика убеждают в том, что учебная работа на самом трудном уровне познавательной деятельности, обеспечивает оптимальное решение задач исторического образования и умственного развития школьников.

Главным обещающим показателем познавательных возможностей учащихся, является их обучаемость. Умелое практическое использование этого показателя на уроках заметно повышает качество обучения предмету, так как позволяет работать с полной нагрузкой всех учащихся.

"В процессе учения осознается только то, что занимает структурное место в непосредственной цели того или иного действия.… Чтобы сделать ученика внимательным к тому или иному предмету, надо поставить перед ним такие задачи, при решении которых, этот предмет занял бы в деятельности ученика структурное место цели".

В дидактике и методике обычно выделяют два типа умственной деятельности учащихся. Собственно определение способа ее осуществления: репродуктивную, то есть воспроизводящую способы действий; обучающую знание передаваемые в "готовом виде", и поисково-эвристическую (в том числе творческую), при которой способы действий и необходимые знания отыскиваются учащимися более или менее самостоятельно.

Бесспорно, учитель, планируя процесс обучения, должен определять на каком из этих двух кушей он поведет учеников к осознанию каждого конкретного явления.

В одной из педагогических публикаций можно найти следующее определение "Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а так же опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности.

В ходе обучения надо следить за динамикой успехов каждого ученика. Как правило, на уроках учителя проверяют лишь знания. Это не дает полной картины познавательных возможностей школьников. Анализируя ответы, важно учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображение на их подготовку и изложение.

Наиболее полно обучаемость измеряется степенью самостоятельности учащихся. Творческая самостоятельность в учебной и в не учебной работе – показатель высшей обучаемости школьников. Действия обучающих, являются для обучаемых образом, но не готовым шаблоном. При задаче самостоятельного поиска способов мышления обучаемый опирается на уже известное ему. Поиск учеником способа действий для конкретного случая психологии называют ориентировкой или ориентировочной частью действия. Она осуществляется по-разному, в зависимости от соотношения старых знаний и новизны ситуации, к которой их надо применить. Иначе говоря, действия осуществляются на определенной ориентировочной основе.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...

Анализ результатов формирования экологического сознания детей на трех этапах
Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов. Был проведен эксперимент в старшей группе детского сада «Золотой ключик» города Духовщина, количество детей – 20 человек. Воспитатели: Михалькова Н ...

Понятие общения, его уровни и виды
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; устано ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru