Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Педагогические практики » Особенности воспитания упрямых детей » Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Страница 3

Таков второй путь преобразования феномена упрямства в нервные расстройства. Из таких детей вырастают обычно тревожно- мнительные люди, сомневающиеся в себе, в своих способностях и возможностях, не умеющие постоять за себя, за свои убеждения, боящиеся каждого неблагосклонного слова от начальства, «заболевающие» от одного неосторожного замечания соседа или сотрудника по работе.

Третий путь изживания ребенком протеста против взрослых – это путь регресса к более ранним фазам развития. Из конфликтной эпохи своей жизни ребенок идет назад, к периоду, когда благодаря своей беспомощности он был силен и подчинял себе окружающих. Этот путь отступления на старые позиции знаменуется стремлением быть как бы более маленьким – путем отказа от приобретенных самостоятельных навыков еды, одевания и т. д. В играх такой ребенок перестает проявлять инициативу, как прежде. Говорит, лепеча, будто только начинающее овладевать речью дитя.

Тут может выручить только хладнокровие, выдержка и любовь. В противоположных случаях, когда подобная истерическая реакция подкрепляется и в дальнейшем неправильным воспитанием, «ежовыми рукавицами», происходит невротическое формирование личности по истерическому типу. Наиболее полное, можно сказать, классическое описание истерической личности дал выдающийся советский психиатр Ганнушкин П.Б.

Эмоциональная жизнь истерической личности крайне неустойчива, чувства поверхностны, привязанности непрочны и неглубоки. Истерики обычно завистливы, злопамятны и мстительны. Если в какой-нибудь области истерику приходится столкнуться с соперником, он не пропустит самого ничтожного повода, чтобы унизить последнего и показать и показать свое превосходство. Будучи неразборчивым, в средствах, истерик лучше всего себя чувствует в атмосфере скандалов, сплетен и дрязг. Чего не выносят эти люди, так это равнодушия и пренебрежения, они всегда предпочитают им неприязнь и даже ненависть.

Суждения их поражают противоречивостью и непоследовательностью. Вместо логического сопоставления фактов и трезвой оценки действительности – беспочвенные выдумки – продукт их богатой и необузданной фантазии. Чтобы произвести впечатление, они нередко готовы противоречить общепринятым воззрениям, хвалить и любить то, что никому не нравиться, что даже всем противно, неимоверным упорством защищая при этом свои необыкновенные взгляды, мысли и чувства.

Весьма неприятные последствия у третьего пути. Поэтому при проявление у ребенка снижения приобретенного им жизненного опыта необходимо срочно обратиться к специалисту и коренным образом перестраивать тактику и стратегию воспитания.

Четвертый путь изживания ребенком протеста против окружающей среды есть уход из конфликтной реальности нарушения контакта с нею. Отсюда как естественное следствие возникает сосредоточенность на себе, на своем «Я».

Дети возвращаются к давно изжитому влечению играть своим телом, раскачиваться корпусом, трясти головой, сосать палец, онанировать. В отличие то третьего пути они не переходят в своем развитие на порядок ниже, а приобретают склонность фантазировать и мечтать, причем в их аутическом мире царят порой самые жестокие помыслы, о которых родители даже понятия не имеют. В их мечтах нередко господствуют, а затем и реализуются те влечения. На пути которых стояли взрослые, казалось бы, непреодолимые преграды, например причинение боли близкому человеку. Такие дети могут часами находиться вдали от сверстников, без игрового материала, в облаках своих фантазий.

Именно у таких детей развивается аутическая личность. Они нелюдимы, черствы, жестоки, отгорожены от живого мира, лишены сочувствия и сострадания, холодны к чувствам и переживаниям других. Общение с ними чисто формально и внешне. Они погружены в собственный мир, который для них дороже любой реальности.

Нередко симптомы отгороженности свидетельствуют о приближении серьезного психического заболевания. Поэтому при появлении малейших признаков аутизма необходимо немедленное обращение к врачу.

Есть и пятый путь: приспособиться к суровым требованиям взрослых. Приспосабливаются обычно дети с сильным типом высшей нервной деятельности, а точнее, сильнейшие из будущих сангвиников и флегматиков. Они вырабатывают особую поведенческую тактику – двойственность: бесприкословное послушание, образцовое поведение на глазах взрослых и, как компенсация, дурные поступки, злобные выходки, изощренные издевательства над слабыми в отсутствие взрослых, исподтишка. Следовательно, удерживать ребенка в его тяге к независимости и самостоятельности – значит деформировать его личность. Однако капризов, упрямства и нервности маленького человека можно избежать, если в пределах разумного дать ему возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимает много времени, но не пропадает даром, когда ребенок, обучится умываться, одеваться и… оставаться самим собой, а не превращаться в некий невротический аналог.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы
Наиболее цельную и последовательную разработку и воплощение в российской общественно-педагогической мысли содержание национального образовательного идеала получает с середины XIX века. Политика правительства в отношении государственной образовательной системы, не смотря на значительные демократичес ...

Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе химии
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки. Демонстрационным называют эксперимент, которы ...

Проблемная ситуация и задача
Любая учебная проблема возникает из проблемной ситуации, «как ясно или неясно осознанное субъектом затруднение» Затруднение объективно, а в процессе обучения специально создается учителем конструированием информационно-познавательного противоречия между известными и новыми знаниями и не знаниями. А ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru