Взаимосвязь воображения и эмоций

Воображение и эмоции - неразрывно связанные между собой психические процессы. Эмоции - аккумулятор энергии, которая необходима для нормального протекания всех психических процессов, в том числе и воображения. Эмоции предают процессам воображения динамизм. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет человеком в данную минуту.

Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: « .всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому чувству .». [15, С. 24]. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Построение фантазии обратно влияет на наши чувства. Это происходит потому, что эмоции фантастических образов переживаются по настоящему серьезно. Эмоции, включаясь в процессы воображения, предают образам характер психической реальности.

Достаточно сильно различается воображение взрослых и детей в отношении его связей с эмоциями. Сила их проявления в детстве значительно интенсивнее. Ребенок еще не умеет управлять своим воображением и эмоциями, по этому в психике детей чаще замыкается круг образ – эмоция - образ. Ребенку трудно разделить реальное от воображаемого, т.к. ребенок в силу небольшого опыта менее контролирует свое воображение, более доверяя его результатам, чем взрослый.

Так как в детском возрасте восприятие отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, это получает отчетливое отражение в познавательных эмоциях. В изобразительной деятельности концентрация творческих возможностей ребенка создает оптимальные условия для самовыражения. Это проявляется и в вербальном творчестве детей, что объясняется недостаточной строгой разделенностью высших психических функций. Активная работа фантазии вызывают богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни.

Явления воображения свойственны детям с выраженной целостностью восприятия. У ребенка с довольно развитым воображением сочетаются элементы художественного и вербального творчества. Этот ребенок никогда не рисует молча, а в процессе наименовании своего рисунка «изобретаются» его словесные варианты. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов.

Аффективное воображение развивается с осознанием ребенка своего «Я». Вначале отрицательные переживания у детей символически выражаются в услышанных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я». Поэтому воображение - великое средство против разрывов, неясности в общей картине мира ребенка. «Достраивая» с помощью воображения эту картину, придавая ей завершенность, ребенок предупреждает возникновение отрицательных эмоций.

«Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля», - пишет Е.Е. Кравцова [26, С. 6].

Итак, можно сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию можно формировать у ребенка культуру чувств.

Новости образования:

Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи
Выявление психолого-педагогического потенциала ситуации успеха предполагает анализ категории "успех". В психологии успех определяется как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата [55, 18]. В педагог ...

Краткий обзор новых педагогических технологий
В числе выдающихся представителей новых технологий следует назвать Ш.А Амонашвили – новатора экспериментального обучения учащихся начальных классов. Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения язы ...

Обучение письму с фантазией и использованием элементов сказки
В течение многих лет учителя начальных классов пытались найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания "палочек и крючков" и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. "Букварь" ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru