Взаимосвязь воображения и эмоций

Воображение и эмоции - неразрывно связанные между собой психические процессы. Эмоции - аккумулятор энергии, которая необходима для нормального протекания всех психических процессов, в том числе и воображения. Эмоции предают процессам воображения динамизм. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет человеком в данную минуту.

Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: « .всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие этому чувству .». [15, С. 24]. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Построение фантазии обратно влияет на наши чувства. Это происходит потому, что эмоции фантастических образов переживаются по настоящему серьезно. Эмоции, включаясь в процессы воображения, предают образам характер психической реальности.

Достаточно сильно различается воображение взрослых и детей в отношении его связей с эмоциями. Сила их проявления в детстве значительно интенсивнее. Ребенок еще не умеет управлять своим воображением и эмоциями, по этому в психике детей чаще замыкается круг образ – эмоция - образ. Ребенку трудно разделить реальное от воображаемого, т.к. ребенок в силу небольшого опыта менее контролирует свое воображение, более доверяя его результатам, чем взрослый.

Так как в детском возрасте восприятие отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, это получает отчетливое отражение в познавательных эмоциях. В изобразительной деятельности концентрация творческих возможностей ребенка создает оптимальные условия для самовыражения. Это проявляется и в вербальном творчестве детей, что объясняется недостаточной строгой разделенностью высших психических функций. Активная работа фантазии вызывают богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни.

Явления воображения свойственны детям с выраженной целостностью восприятия. У ребенка с довольно развитым воображением сочетаются элементы художественного и вербального творчества. Этот ребенок никогда не рисует молча, а в процессе наименовании своего рисунка «изобретаются» его словесные варианты. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов.

Аффективное воображение развивается с осознанием ребенка своего «Я». Вначале отрицательные переживания у детей символически выражаются в услышанных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я». Поэтому воображение - великое средство против разрывов, неясности в общей картине мира ребенка. «Достраивая» с помощью воображения эту картину, придавая ей завершенность, ребенок предупреждает возникновение отрицательных эмоций.

«Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля», - пишет Е.Е. Кравцова [26, С. 6].

Итак, можно сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию можно формировать у ребенка культуру чувств.

Новости образования:

Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...

Формирование культуры общения у учеников
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...

Игры с правилами
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способ ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru