Обучение письму с фантазией и использованием элементов сказки

Страница 1

В течение многих лет учителя начальных классов пытались найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания "палочек и крючков" и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. "Букварь" Н.В. Нечаевой, Прописи Т.М. Андриановой и др. под редакцией Н.В. Нечаевой по системе Л.В. Занкова позволяют сделать уроки обучения грамоте разнообразными. Но идею создания цикла таких занятий подсказала сказка о первобытной девочке Таффи, описанная в книге Г.Г. Гранник и др. "Секреты орфографии" (сказка Р. Киплинга "Как было написано первое письмо"), фрагмент которой помещён в "Букваре". С него и начинается совместное с первоклассниками путешествие длиной в букварный период.

Хочется отметить, что приобретённые знания используются не строго по годам обучения, а тогда, когда их применение может дать наибольший эффект. Например, материалы из сказки Д. Ангелова "Когда человека не было" очень пригодились при рассмотрении истории возникновения устной речи человека. Картинки на страницах "Букваря" пробуждают воображение ребят, можно оживлять их с помощью конкретных фрагментов сказки, придавая целостный характер фантазиям, делая учебный материал частью повествования о чунге - первобытном человеке. Так, естественно возникает в повествованиях и Таффи - первобытная сверстница первоклассников. Она становится героиней многих последующих уроков.

Вот, например, как звучит фрагмент истории о Таффи, где ребята учатся писать элементы букв ""

(История о копье, сломанном папой во время охоты, о письме, которое послала Таффи с Незнакомцем к своей маме, из "Секретов орфографии" ребятам уже знакома. Её они прочли при обосновании необходимости письменной речи, мотивируя ребят к началу обучения письму). Итак, продолжение истории:

"После того как соплеменники Таффи отпустили ни в чём не повинного Незнакомца, охота продолжалась. Копье, которое сломал папа, "" заменили на новое, он издал боевой клич, подняв копьё вверх (элемент ""). Таффи очень хотелось участвовать в охоте вместе со взрослыми, но её оставили дома, поручив вначале научиться обращаться с маленьким копьём (элемент "", копьё для Таффи)".

Прослушав историю, первоклассники заполняют страницу прописи элементами "" по образцу, а учитель диктует, что писать. Так: "Два копья для Таффи, два ваших пальчика на строке, два копья для Таффи" и т.д. Ребятишки стараются, соблюдают наклон, непрерывность линии - ведь на охоту с кривым копьём Таффи никогда не возьмут! Затем они уже сами, без напоминаний, шепчут, диктуя себе следующую строку: "Копье для Таффи, копье для папы, опущенное вниз, копье для папы, поднятое вверх". Страничка постепенно заполняется ожившими, старательно выполненными элементами букв. Работают руки, звучит речь, помогает воображение. Урок закончится, а сказка придёт к детям завтра.

Предоставив коллегам, возможность использовать собственное творчество для сочинения других историй о Таффи, даются названия остальных элементов букв.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...

Особенности развития ребенка в период раннего детства
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...

Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относят ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru