Обучение письму с фантазией и использованием элементов сказки

Страница 1

В течение многих лет учителя начальных классов пытались найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания "палочек и крючков" и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. "Букварь" Н.В. Нечаевой, Прописи Т.М. Андриановой и др. под редакцией Н.В. Нечаевой по системе Л.В. Занкова позволяют сделать уроки обучения грамоте разнообразными. Но идею создания цикла таких занятий подсказала сказка о первобытной девочке Таффи, описанная в книге Г.Г. Гранник и др. "Секреты орфографии" (сказка Р. Киплинга "Как было написано первое письмо"), фрагмент которой помещён в "Букваре". С него и начинается совместное с первоклассниками путешествие длиной в букварный период.

Хочется отметить, что приобретённые знания используются не строго по годам обучения, а тогда, когда их применение может дать наибольший эффект. Например, материалы из сказки Д. Ангелова "Когда человека не было" очень пригодились при рассмотрении истории возникновения устной речи человека. Картинки на страницах "Букваря" пробуждают воображение ребят, можно оживлять их с помощью конкретных фрагментов сказки, придавая целостный характер фантазиям, делая учебный материал частью повествования о чунге - первобытном человеке. Так, естественно возникает в повествованиях и Таффи - первобытная сверстница первоклассников. Она становится героиней многих последующих уроков.

Вот, например, как звучит фрагмент истории о Таффи, где ребята учатся писать элементы букв ""

(История о копье, сломанном папой во время охоты, о письме, которое послала Таффи с Незнакомцем к своей маме, из "Секретов орфографии" ребятам уже знакома. Её они прочли при обосновании необходимости письменной речи, мотивируя ребят к началу обучения письму). Итак, продолжение истории:

"После того как соплеменники Таффи отпустили ни в чём не повинного Незнакомца, охота продолжалась. Копье, которое сломал папа, "" заменили на новое, он издал боевой клич, подняв копьё вверх (элемент ""). Таффи очень хотелось участвовать в охоте вместе со взрослыми, но её оставили дома, поручив вначале научиться обращаться с маленьким копьём (элемент "", копьё для Таффи)".

Прослушав историю, первоклассники заполняют страницу прописи элементами "" по образцу, а учитель диктует, что писать. Так: "Два копья для Таффи, два ваших пальчика на строке, два копья для Таффи" и т.д. Ребятишки стараются, соблюдают наклон, непрерывность линии - ведь на охоту с кривым копьём Таффи никогда не возьмут! Затем они уже сами, без напоминаний, шепчут, диктуя себе следующую строку: "Копье для Таффи, копье для папы, опущенное вниз, копье для папы, поднятое вверх". Страничка постепенно заполняется ожившими, старательно выполненными элементами букв. Работают руки, звучит речь, помогает воображение. Урок закончится, а сказка придёт к детям завтра.

Предоставив коллегам, возможность использовать собственное творчество для сочинения других историй о Таффи, даются названия остальных элементов букв.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Эксперимент, характеристика испытуемых и методы исследования
Свое исследование мы проводили в средней школе № 2 города Салехарда во время прохождения преддипломной практики. Мы присутствовали и принимали участие в проведении обычных уроков, а также дополнительных занятий и факультативов в нескольких классах. В ходе работы мы наблюдали за учениками, отмечали ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...

Сущность познавательного интереса школьников
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой – пассивен. Любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. В обучении мотивация выражается в принятии учеником ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru