Слово и образ в процессе воображения

Страница 2

Дети очень эмоциональны, эмоции являются движущей силой воображения, а, следовательно, и выразительности детского творчества. Создание воображаемых сцен (расположение определенных персонажей в определенный момент действия, представить жесты, движения и т.д.) и запечатлеть их в рисунках (то есть детализировать свое видение в картине), которые затем можно словесно воспроизвести. Именно в этом ребенок выражает определенную позицию (к героям сказки), это позволяет ему оперировать новыми словами в своей речи, несущей эмоциональную окраску.

«Только при полноценном развитии речи возможно развитие логического мышления и воображения, воспитание эмоций. Сильное эмоциональное состояние вызывает в сознании различные мысли, образы памяти, сливающиеся в единый поток, приводя в движение весь сложный психологический механизм мысли и чувства. Ребенку невозможно обхватить столько информации и выразить в своей изобразительной деятельности, так как он ограничен в средствах передачи и возможностях. Поэтому все это выражается в детском словесном творчестве», - пишет И.А. Зачесова [20, С. 22].

Воображение носит в основном образный характер. В его развитии существенную роль играет слово. Л.С. Выготский в своей работе «Развитие высших психических функций» выдвинул положение, касающейся этой проблемы. Он считал, что воображение ребенка тесно связано с развитием его речи.

Речь - мощный толчок для развития воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность представлять себе ту или иную вещь, которую он не видел и мыслить о ней. Освободившись с помощью слова от власти непосредственных впечатлений, ребенок может выйти за их пределы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно - сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях.

«Тема для фантазии возникает из одного слова, но одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее раскрыть новые смысловые возможности. Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, создать единое», - пишет Е.Е. Кравцова [26, С. 7]. Творческие возможности ребенка должны развиваться всесторонне, считают многие педагоги и психологи. Сказки «те, что слушают, и те, что придумывают» - отнюдь не исчерпывает всего того, что необходимо ребенку. Воображение ребенка, побуждаемое к придумыванию новых слов, потом применит тот же метод ко всем другим видам опыта, требующим творческого подхода.

Воссоздание образа в мысленном плане требует от ребенка владения речью. Речь обеспечивает умение сравнивать, рассуждать, критически осмысливать то, что получилось в результате совершенного действия. Речь- рассказ приобретает форму развернутого повествования, что свидетельствует о возникновении нового вида воображения - оперирования образами, выраженными в словах. Особую роль в сохранении и воссоздании ребенком образа (человека, животного, предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, т. е. быть его названием, но может быть использовать и для описания его внешнего облика или для характеристики его внутренних черт.

Слово-эпитет, выделяя, акцентируя смысл образа, придает выпуклость характеристике данного персонажа, облегчая ребенку перенос в сходную по смыслу ситуацию. Г.В. Кириллова в своей работе пишет о том, что изучение детских представлений показывает, что следует различать несколько их уровней, по тому, как они характеризуют степень освоенности ребенком сохраненных образов [24, С. 4]:

1. Уровень узнавания. Ребенок сохранил представления о предмете лишь настолько, что может узнать его при повторном восприятии натуры или изображения.

2. Уровень вызванного (пассивного) воспроизведения. В ответ на знакомые вопросы (описания, загадки) у ребенка возникает искомый образ. Такие же представления возникают под влиянием какого- либо толчка извне: внесла воспитательница матросские шапки, - у детей возникли представления о моряках и корабле. В основе таких представлений лежат ассоциации по сходству или смежности. Такая опора на восприятие конкретных предметов совершенно необходима для деятельности воссоздающего воображения у дошкольников.

3. Уровень свободного, произвольного использования имеющихся представлений. Сохранение осмысленных образов, их уточнение и дифференцировка позволяют средним и старшим дошкольникам использовать у них представления в играх, рассказах, рисунках.

4. На высшем уровне творческого воспроизведения человек может расчленить сохранившийся образ и, выделив лишь какие- то его части, элементы, признаки, включить их в новые комбинации, новые сочетания, создавая, таким образом, новые картины, рассказы. Такие новые образы используются в разных видах творческой деятельности.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Сущность журнального столика
Журнальные столы появились примерно 300 лет тому назад в Англии. В закрытых клубах по интересам собирались сливки общества, вели интеллектуальные беседы, читали газеты и журналы, которые выкладывались на специальных столах – это и были первые журнальные столики. Сегодня журнальные столики представл ...

Работа с учебниками физической географии
Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную част ...

Эстетическое воспитание личности в современных условиях
В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое вос ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru