Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Страница 1

Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования культуры межнационального общения у школьников должны:

• соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становления свойств личности [48];

• носить целостный характер в аспекте «статической структуры личности», предполагающий проектирование и реализацию всей последовательности: изучение исходного состояния - постановка целей и задач (включая задачи не только формирования, но и собственно исследовательские) [16];

• отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу иерархии особенностям конкретного этапа процесса и возможностям их в формировании данного качества) - применение этой системы, включая коррекцию процесса по ходу анализа результатов;

• носить целостный характер в аспекте «динамической структуры процесса», отражаемый более всего последовательной сменой этапов и стадий процесса, устремленной на развитие исследуемого качества и личности в целом преемственной связью их задач, системы средств их решения, условий эффективного достижения результатов [16].

Процесс формирования культуры межнационального общения был разделен на четыре этапа. При постановке целей указанной деятельности мы ориентировались на следующие положения:

1. Цели каждого этапа процесса должны соответствовать конечной цели.

2. Для обоснованной постановки целей на каждом из этапов процесса необходимо ориентироваться на распределение школьников по уровням сформированности культуры межнационального общения.

3. В качестве целей процесса формирования культуры межнационального общения должны намечаться: актуализация, развитие, закрепление, обобщение позитивных достижений предыдущего уровня и проектирования определенных состояний, компонентов культуры межнационального общения, их взаимосвязей, качества в целом.

Базой исследования была избрана СШ № 3 г. Дербента. Экспериментальная работа проводилась в период педагогической практики, в которой приняли участие около 150 школьников (пятые - одиннадцатые классы).

Для постановки задач экспериментального процесса и оценки его результатов мы проводили диагностические срезы в контрольных и экспериментальных группах.

Исходное состояние сформированности культуры межнационального общения в контрольных группах мы брали по результатам диагностики в средней общеобразовательной школе № 3 города Дербента.

Картина исходного состояния сформированности качества личности у школьников экспериментальных и контрольных групп отображена в таблице №4.

Таблица № 4

Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников к началу экспериментальной работы.

Уровни

Негативный

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

3,9%

(5 чел.)

58,4%

(78 чел)

31,7%

(43 чел.)

6%

(8 чел.)

Контрольная группа

5,1%

(9 чел.)

59,0%

(106 чел.)

28,7%

(52 чел.)

7,2%

(11 чел.)

Несмотря на некоторые расхождения школьников уровней сформированности культуры межнационального общения, мы наблюдаем, что в контрольных и экспериментальных группах распределение школьников на негативном и высоком уровнях расходится на 1,2%, на низком еще меньше - 0,6%. Разница в 3% между группами на среднем уровне сформированности не может считаться значительной, поскольку к этому уровню мы отнесли третью часть школьников, участвовавших в исследовании.

Учитывая характеристику подростков начального уровня, первый этап педагогического процесса формирования культуры межнационального общения был направлен на ликвидацию негативных чувств учащихся по отношению к людям иных национальностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Методика организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
В отечественной науке теоретические основы развивающего обучения были заложены классиком психологии Л. С. Выготским. Он сформулировал ряд принципиальных и важных положений: - о том, что обучение идет впереди и ведет за собой развитие, а не плетется за ним в хвосте; - о зонах актуального и зонах бли ...

Использование НИТ в организации ученического самоуправления
Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в образовательном процессе. В концепции воспитательной школы определена модель ...

Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с использованием рефлексии
Необходимость разработки системы уроков с использованием рефлексии, обусловила проведение уроков с внедрением данных рекомендаций. Уроки проводились в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель, Белгородской области. Основной задачей являлось - ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru