Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Страница 1

При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам.

«Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.»

Общие основные требования, предъявляемые при разработке учебного материала:

Соответствие образовательному стандарту и типовой программе;

Наличие основного, дополнительного и вспомогательного материала;

Соответствовать санитарно гигиеническим нормам;

Четкость структуры изложения материала;

Научность материала;

Наличие теоретических обобщений;

Логичность и последовательность изложения материала;

Наличие внутренних межпредметных связей.

Большую роль при осмыслении и закреплении знаний играют системы задач, имеющие свои требования к созданию:

Соответствовать учебной программе;

Использоваться в сочетании с различными методами обучения;

Содержать задачи с избыточной и недостающей информацией;

Быть разнообразной по форме выполнения;

Обеспечивать необходимый уровень самостоятельности;

Учитывать индивидуальные возможности ученика.

Все вышеперечисленные требования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и особенности восприятия детей конкретной категории, необходимо внести некоторые корректировки и дополнения.

Приоритетным, при обучении детей с ОВЖ, должен быть принцип коррекционно-компенсирующей направленности. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося и построения образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов.

Госстандартом образования предъявляются единые требования к обязательному уровню подготовки учащихся основной школы. По этому, при обучении детей с ОВЖ, соответствие системы задач учебной программе должно сохраняться.

При выборе методов обучения необходимо учитывать физические возможности учащихся, активизируя сохранные функции.

Содержание задач с избыточной и недостающей информацией, способствует формированию мышления и навыков выделения существенных данных, при решении различных жизненных задач, особенно для детей с ОВЖ.

Выполняя практическое задание, творческий подход не только оптимизирует учебную деятельность детей с ОВЖ, но и способствует творческому развитию личности в целом.

Добиться максимально возможной самостоятельности в решение поставленной задачи учащимся данной категории позволит наличие четкого и понятного инструктажа по выполнению.

Индивидуальный подход является конкретизаций дифференцированного подхода. Он направлен на создания благоприятных условий обучения, учитывающих, как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности.

Анализ принципов общего и специального образования, а так же требований к системе задач позволяет сформулировать следующие требования к разработке системы задач для детей с ОВЖ:

Коррекционно-компенсированная направленность;

Соответствие учебной программе;

Активное использование методов позволяющих опираться на сохранные анализаторы учащегося;

Содержание задачи с избыточной и недостающей информацией;

Наличие творческого элемента при любой форме выполнения;

Содержание четкого и понятного инструктажа для самостоятельного выполнения;

Учет индивидуальных возможностей учащегося.

Сформулированных требований необходимо придерживаться при создании учебного материала для детей с ОВЖ.

Компьютерное программирование – это составление программ на некотором языке программирования для последующего их выполнения на компьютере.

Учитывая современные подходы к процессу программирования, предлагаемый материал дает возможность обучающемуся приобрести навыки логического мышления для разработки компьютерных приложений в различных средах программирования.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Опытно-экспериментальное исследование
Цель проведенной нами исследовательской работы состояла в том, чтобы выяснить и проверить, как влияет на процесс обучения правильное использование на уроках математики дидактической игры. Свои исследования мы осуществили в два этапа. 1. Выявить, какие навыки устного и письменного счета имеют учащие ...

Элективные курсы и курсы по выбору в профильном обучении и их методическое обеспечение
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы [21]. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. В соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепц ...

Методика обучения диалогу младших школьников на уроках английского языка на начальном этапе
В данном пункте нам хотелось бы проанализировать две методики по формированию диалогических умений у младших школьников на уроках английского языка. Это методика по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Сначала рассмотрим алгоритм работы по формированию диалогических умений учащихся младше ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru