Анализ учебников географии

Страница 1

Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и специфический язык географии, создают яркую и запоминающуюся научную картину мира[18].

Как правило, в учебнике имеется два структурных блока - учебный текст и внетекстовые компоненты. Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющих определенную функцию. Все эти элементы составляют единое целое и в учебнике органически дополняют друг друга.

Основу учебника составляет учебный текст, логически связанное систематическое изложение программного учебного материала, подлежащего усвоению. В нем различают основной, пояснительный и дополнительный тексты. Основной текст включает теорию, объяснение и методологию.

Теория представлена формулировками научных понятий, закономерностей, принципов размещения отраслей производства, мировоззренческих идей, обобщающих выводов.

Объяснительный материал раскрывает географические связи, причины возникновения тех или иных природных или социально-экономических объектов, явлений, процессов.

Методология - знакомство с методами исследований.

Традиционными для географического текста являются описание и характеристика объектов и явлений. Описание, словарь терминов и понятий, примечания - пояснительный текст. Пояснения содержатся в дополнительном тексте. Текст учебника дает наиболее полную информацию по предмету. Изложение учебного материала сопровождается большим количеством связок типа поэтому, таким образом, значит, если, следовательно. По ходу текста встречаются вопросы и задания типа объясните, почему; подумайте, почему; скажите, как влияет.

Вторая, не менее важная структурная часть учебника - внетекстовые компоненты.

К внетекстовым компонентам относятся аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки и иллюстративный материал. Они выполняют обучающую и контролирующую функции.

Аппарат организации усвоения - это система вопросов и заданий, расположенных в разных местах учебного текста. Вопросы и задания перед параграфом содействуют актуализации и выявлению опорных знаний, необходимых для изучения новой темы. Вопросы и задания в тексте направляют мыслительную деятельность учащихся на усвоение нового материала.

Вопросы и задания в конце параграфа служат для закрепления знаний, применения их на практике и для контроля усвоения. Вопросы и задания могут быть после крупных тем и разделов для обобщения и систематизации знаний.

По сложности и дидактическим целям имеются вопросы на воспроизведение только что изученного, выявление главного, установление связей, зависимостей, на доказательство, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

Выполнение вопросов и заданий опирается на разные источники знания: текст, карты учебника и атласа, графики, диаграммы, рисунки и фотографии, схемы и профили и др.

Задания различны по формулировке и требуют разнообразной деятельности школьников: определить по карте, сравнить, привести примеры, дать определение понятия, объяснить, нанести на контурную карту, записать в тетрадь, заполнить таблицу и т. д.

Аппарат ориентировки включает несколько элементов. К нему относятся: оглавление и структура учебника (разбивка учебного материала на разделы, темы; тем - на параграфы; параграфов - на подпараграфы), сигналы-символы, шрифты. В учебном тексте основные положения (понятия, закономерности и их определения и др.) могут выделяться жирным шрифтом, курсивом, цветом. Этот учебный материал подлежит прочному усвоению и запоминанию.

Особыми знаками-символами обозначаются вопросы и задания усложненной трудности. Аппарат ориентировки помогает школьнику ориентироваться в учебной книге, быстро находить нужный материал. Аппараты организации усвоения и ориентировки - это методическая часть учебника.

Важным внетекстовым компонентом и неотъемлемой частью учебника является иллюстративный материал: текстовые карты и картосхемы, графики, диаграммы, схематические рисунки, таблицы, фотографии, профили и т. д. Он конкретизирует, дополняет текст или содержит новую информацию. Иллюстрации - источник знаний для школьников, дающий возможность наглядно представить учебный материал.

Велико и воспитательное значение иллюстраций. Они воздействуют наличность учащегося, предлагая размышлять о сюжетах рисунков, анализировать их содержание. Иллюстрации вызывают определенные эмоции своим содержанием и художественным исполнением, формируют эстетические вкусы школьников.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относят ...

Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия
Методика: "Что важнее?" Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ) Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль пов ...

Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru