Иллюстрации можно объединить в 3 группы:
1) ведущие иллюстрации - самостоятельно раскрывают содержание учебного материала наряду с текстом;
2) равнозначные - служат для усвоения материала наравне с текстом;
3) обслуживающие - иллюстрации, которые подтверждают текст, обслуживают его, раскрывают значение и поясняют смысл текста, способствуя тем самым наиболее эффективному его восприятию и усвоению в процессе обучения (таких иллюстраций в учебнике большинство).
В учебнике имеются цифровые показатели, которые необходимы в географии. Цифры даются по главным географическим объектам и используются в основном не для заучивания, а для работы с ними
Во многих учебниках в конце есть приложение, где содержатся наиболее значимые сведения по тематике курса, могут быть словари географических терминов и понятий, словари географических названий. Все это также должно использоваться в процессе обучения географии. Эффективность обучения по предмету во многом зависит от умения школьников работать с учебником, усваивать содержащийся в нем материал. Умение работать с учебником относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На основе этих умений школьники овладевают программными знаниями в процессе обучения и готовятся к самообразованию в послешкольный период жизни.
При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника.
Известны три уровня работы с текстом:
1. Познавательный (главная цель - усвоение);
2. Аналитический (главная цель - критика);
3. Творческий (главная цель - созидание нового).
Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:
а) выделение существенного;
б) смысловая группировка;
в) составление плана, тезисов, конспекта;
г) составление схем, графиков, диаграмм;
д) формулирование выводов;
е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);
ж) составление вопросов к теме;
з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.
Некоторую помощь при работе с текстом может оказать следующая памятка:
1. Прочитав текст параграфа, определить наиболее существенную часть его, выделить главную мысль.
2. Попытаться установить, какие следствия как теоретического, так и практического характера могут вытекать из этой мысли.
3. Определить правомерность новых мыслей или идей, вытекающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.
4. Проверить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения[9;27].
Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.
Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, отбирает наиболее существенное для усвоения, устанавливает связи между отдельными частями текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы, демонстрируя при этом образцы наиболее удачных выписок, сделанных учащимися.
Составление тезисов также требует умения проводить анализ и синтез текста и одновременно совершенствует их. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и выражаются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений. Тезисы позволяют выявить основные идеи текста, четко сформулировать их в определенной системе. Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в них самое существенное, определяют суть, и значение каждой части и, наконец, формулируют четкие положения, утверждающие или опровергающие какие-либо высказывания, содержащиеся в тексте.
Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений и навыков ведения записей текстов.
Для составления конспекта надо предварительно научиться делать выписки, составлять план и тезисы текста, а это значит, что конспектирование стимулирует совершенствование всех мыслительных операций анализа и синтеза.
Работа школьников с вопросами и заданиями, помещенными в начале разделов, тем и параграфов, проводится перед началом изучения нового материала. Тем самым мотивирует учебную деятельность и осуществляет предварительный контроль, устанавливает исходный уровень знаний и умений, актуализирует ранее усвоенное.
Различают следующие виды работы с системой вопросов и заданий:
- ориентирование в назначении вопросов и заданий, понимание целей помещение их в разных местах учебника;
Новости образования:
Понятие и виды самооценки
Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней Это отношение сосредотачивается у самооценке Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [6, c.12] Самооценка имеет комплексный характер, поскольку рас ...
Виды текстовой информации
В процессе чтения как «выявления смыслов» возникают объективные трудности, которые порождены спецификой самого текста и тем, каким типом понимания обладает читатель. В тексте, по словам И.Р. Гальперина, содержится три вида информации: · содержательно-фактульная – сообщения о фактах, событиях, гипот ...
Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно боль ...