Работа с учебниками экономической географии

Педагогические практики » Приёмы работы с учебником на уроках географии » Работа с учебниками экономической географии

Страница 4

Задача учителя по работе с цифровым материалом - научить понимать язык цифр, оперировать цифрами, приводить цифры для доказательства, аргументации, использовать их в качестве иллюстрации определенных положений. Не все цифры подлежат запоминанию, а лишь основные, главные цифровые показатели. Но с любым показателем должна проводиться определенная работа. Нужно научить школьника понимать цифровые показатели, объяснить, каким образом они получаются, научить выбирать нужные показатели, сопоставить цифры, делать выводы, обобщения, формировать теоретические знания в результате анализа цифр. При работе с цифровыми показателями обращается внимание на единицы измерения.

В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Учащиеся впервые знакомятся со статистическими таблицами. Данные таблиц являются основным источником статистической информации.

Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. «Особенности хозяйственного развития экономических районов».

Групповые таблицы основаны на качественной или количественной группировках явлений, например группировка населения по полу или деление населения на городское и сельское. При этом дается подробная характеристика особенностей каждой группы. «Технико-экономические показатели работы крупных промышленных предприятий».

Комбинационные таблицы отличаются большей сложностью. Так, например, рабочая сила характеризуется не только по специальностям, но и по возрасту, полу. Комбинационные таблицы дают возможность сравнивать между собой подгруппы, различающиеся между собой по тому признаку, влияние которого подлежит изучению. «Экономическая эффективность промышленных комплексов (на примере лесной промышленности)» [13;226].

Особое место в экономической географии занимает сравнение статистических показателей. Сравнение проводят на основе абсолютных данных. Например, сравнение объема ввоза и вывоза различных стран дает представление о роли каждой из них в мировой торговле, сравнение абсолютных показателей населения за разные годы позволяет судить о росте численности населения страны.

При работе с учебниками экономической географии, как и при работе с учебниками физической географии, часто используются статистические материалы в обучении. Использование которых, целесообразно при следующих методических условиях:

при использовании статистических материалов как самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений;

при осуществлении связи теории изучаемого вопроса и его

статистическими характеристиками;

при использовании межпредметных связей с математикой в ходе построения диаграмм, графиков, проведения вычислительных операций;

при привлечении к работе со статистическими материалами текста учебника, карт;

при использовании статистических материалов на уроке

в процессе изучения нового материала, а также для закрепления

как средства для конкретизации теоретических положений и как

базы для обобщений и раскрытия определенных экономико-географических закономерностей.

Требования программы предусматривают не только анализ статистических материалов, но и их построение. Наибольшее распространение в курсах экономической географии имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба[14;172].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поск ...

Классификация активных методов обучения в преподавании социально-политических дисциплин
Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие "метод обучени ...

Формирование эстетической культуры учащихся
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенк ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru