Работа с учебниками экономической географии

Педагогические практики » Приёмы работы с учебником на уроках географии » Работа с учебниками экономической географии

Страница 2

Таким образом, мы устанавливаем участие данной страны в международном разделении труда, а затем рассматриваем разделение труда внутри самой страны. Лишь выяснив отраслевую и районную дифференциацию страны, мы можем приступить к изучению отдельных отраслей народного хозяйства, а затем и к изучению отдельных экономических районов страны. Такова, в общих чертах, та схема экономико-географического исследования, которая вытекает из установленного выше понимания предмета экономической географии. Теперь переходим к рассмотрению и более подробному расшифрованию отдельных элементов, из которых слагается указанная схема.

Говоря о значении природных условий в хозяйственной жизни, мы должны все время иметь в виду, что влияние природы на хозяйственную жизнь не является чем-либо постоянным. Во взаимоотношениях природы и человеческого общества переменной величиной является именно человеческое общество, и самая степень и характер влияния природы зависит от того уровня развития, в котором человеческое общество находится. Решающее значение здесь имеют те средства и орудия производства, которые имеются в распоряжении общества. Таким образом, природа влияет на хозяйство не прямо, а косвенно, и социальные условия имеют преимущественное значение перед условиями природными.

Исследуя природную обстановку, в которой протекает хозяйственная деятельность данного общества, нельзя подходить к отдельным элементам природы так, как это делается в географической науке. С географической точки зрения нас интересуют природные богатства в их абсолютных размерах, и чем больше мы имеем тех или иных благ, тем природная обстановка считается более благоприятной. В экономической географии такой, чисто количественный, подход совершенно неприемлем[4;25].

Таким образом, в экономической географии нас должно интересовать в первую очередь разнообразие природных условий, дифференцированность географической среды и лишь во вторую очередь абсолютные размеры природных благ и их общее количество.

Резюмируя все вышеизложенное относительно природных условий, мы можем сказать следующее:

1. Влияние природы на человеческое общество меняется в связи с развитием человеческого общества и усовершенствованием средств и орудий производства. Поэтому социальные условия взаимосвязаны с природными.

2. В экономической географии в первую очередь имеет значение разнообразие географической среды и лишь затем абсолютное богатство природы.

Относительно социальных условий, можно сказать, что здесь необходимо выяснить следующие группы вопросов:

1. Состояние средств и орудий производства. Соотношение между ними и рабочей силой.

2. Трудовой баланс страны. Количество рабочей силы и ее состав. Движение населения.

3. Классовая структура населения. Социальное распределение народного богатства и национального дохода.

После того как мы познакомились с природными и социальными условиями, в которых протекает хозяйственная деятельность населения, мы можем приступить к исследованию общего экономического состояния страны, в частности ее структуры. Здесь необходим такой порядок потому, что именно природные и социальные условия определяют экономическую структуру страны. Сюда мы относим, прежде всего, вопрос о положении изучаемой страны в мировом хозяйстве. Взаимодействие между целым и его частью наглядно показывает, каково положение этой части во всем целом и каково строение самой части.

Весь предыдущий анализ сводился к познанию страны в целом. Между тем, совершенно экономически однородных стран не существует. Всякая страна в той или иной степени подвержена дифференциации. Совершенно очевидно, что при рассмотрении хозяйственной структуры страны эта дифференциация должна быть выявлена с возможно большей полнотой. В частности, для нас одинаково важен как разрез отраслевой, так и разрез районный. Рассмотрим по порядку, с каких точек зрения можно подойти к изучению хозяйственной дифференциации страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...

Исследование речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста
Для проведения эксперимента были взяты 2 группы детей: контрольная - 10 детей и экспериментальная - 10 детей в возрасте 4-5 лет, регулярно посещающих детский сад. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Цель : исследовать дин ...

Причины детских капризов
Самый первый, а потому самый трудный «пик капризов» приходится на возраст 2 – 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но правильно ли ведут себя родители в этот период? И как можно выйти из него ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru