Работа с учебниками экономической географии

Педагогические практики » Приёмы работы с учебником на уроках географии » Работа с учебниками экономической географии

Страница 3

Разумеется, прежде всего, нас интересует соотношение между отдельными отраслями. Сначала устанавливается хозяйственный тип страны. Об этом говорит, с одной стороны, соотношение между городскими и сельскими жителями и профессиональный состав населения, с другой - состав внешней торговли. Теперь для выяснения этого вопроса мы имеем возможность прибегнуть к данным другого рода. Во-первых - соотношение между продукцией сельского хозяйства и промышленности, во-вторых - строение национального дохода, в-третьих - состав народного богатства. Все это достаточно убедительно говорит о том, каков хозяйственный тип данной страны: сельскохозяйственный, промышленный или смешанный, и каково значение отдельных отраслей в системе данного народного хозяйства.

Помимо отраслевой дифференциации, важно выяснить также и дифференциацию районную, географическое разделение труда внутри данной страны. Как бы экономически однородна и территориально мала ни была страна, но географической дифференциации в той или иной степени ей не избежать.

Необходимо также установить основные тенденции в географическом разделении труда: какая часть страны развивается более энергично, не происходит ли географическое перемещение хозяйственного центра и отдельных отраслей народного хозяйства, в каком направлении происходит развитие центра и окраин и т. д. Только вскрыв динамические процессы, мы сможем постигнуть хозяйственную дифференциацию страны. Чисто статический анализ недостаточно плодотворен.

Наконец заключительным аккордом в изучении экономической структуры страны должен быть анализ соотношения между продукцией страны и ее потреблением. Ведь для нас важно не только современное состояние страны, но и возможный темп ее развития. Моментом, определяющим это развитие, являются размеры накопления, производимого в стране. Соотношение между продукцией и потреблением и указывает как раз на возможные размеры накопления. Границей возможного темпа народнохозяйственного развития, границей, определяющей собою все частные лимитирующие факторы, надо признать размеры национального накопления в его материальной форме, т.-е. совокупность тех вновь произведенных благ, которые остаются за покрытием потребностей простого воспроизводства, и составляют, таким образом, материальную базу расширенного воспроизводства и реконструкции.

Выяснив, таким образом, размеры накопления и те социальные и хозяйственные формы, которые оно принимает, мы тем самым установим возможный темп дальнейшего развития народного хозяйства и то направление, в котором пойдет это развитие.

Подводя итог всем вопросам, относящимся к хозяйственной структуре страны, можно резюмировать это следующим образом:

1. Исследуя платежный баланс и внешнюю торговлю, мы устанавливаем положение страны в мировом хозяйстве.

2. Исследуя взаимоотношение отдельных отраслей и отдельных районов страны, мы устанавливаем хозяйственную дифференциацию и географическое разделение труда внутри страны. При чем помимо статического состояния определяются и все динамические процессы, которые характеризуют направление дальнейшего развития хозяйственной дифференциации.

3. Исследуя размеры и формы национального накопления, мы устанавливаем возможный темп и направление дальнейшего развития народного хозяйства[4;52].

Работа с цифровым материалом занимает значительное место в изучении географии. Особенно важны цифровые показатели при изучении тем социально-экономической географии.

Каждый объект характеризуется не только качеством, но и количеством. Количественные показатели придают объекту, явлению определенность. Без цифр такие понятия, как глубокое озеро, большой город, длинная река и подобное, звучат неопределенно. Величина объекта дает возможность оценить его значимость, важность, сравнить с другими объектами. Цифра делает изложение многих положений доказательным, аргументированным. Без цифр объекты и явления потеряют свою определенность и научность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Проблемы в сфере образования
Я выделила следующие наиболее важные проблемы, существующие в системе образования г.Н.Новгорода: 1.Высокая стоимость образовательных услуг. Услуги образования в Н.Новгороде (в 2010 году по сравнению с 2009) возросли на 7,6 проц., в том числе: дошкольного воспитания — на 25,8 %, среднего образования ...

Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся
Как известно, наиболее общей характеристикой изменения успеваемости обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время часто используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение у ...

Оценка уровня знаний по информатике и ИКТ у детей, посещающих и не посещающих факультативные занятия
Анкетирование проводилось в классах в каждой группе отдельно. Результаты были посчитаны и переведены в электронные таблицы. По каждой методике использовался свой способ обработки данных, однако все они были представлены в табличной форме и в виде диаграмм. 1. Определения уровня познаний в информати ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru