Методическая разнообразие проблемных заданий

Страница 1

Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию:

1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, которые для своего изучения требуют изменения предметов, явлений или условий их существования.

В таких случаях проблемная ситуация создается на основе противоречия между опосредствованным внешним выявлением признаков, свойств и невозможностью их непосредственного восприятия в обычных условиях.

В природоведении это касается содержания, которое изучается экспериментально, то есть с помощью опытов.

2. Проблемные задания на усвоение новых понятий о предметах и явлениях природы.

В основе заданий этой группы лежит противоречие между новыми фактами о природоведческих объектах и недостаточным понятийным запасом школьников, который не позволяет их объяснить. Примером является такое задание во время усвоение темы «Животные – часть живой природы»:

– зверей: волка, лисы, зайца, белки, медведя, ежа – можно разделить на три группы. К первой отнести волка и лису, ко второй – зайца и белку, а к третьей – медведя и ежа. Как можно объяснить такое разделение ? Тема: «Звери»

3. Проблемные задания на установление взаимосвязей между объектами природы.

Наиболее важными на начальном этапе, сложными, но доступными для младших школьников есть причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы.

Проблемные ситуации создаются путем сравнения знаний о предмете, явлений или их групп в условно-начальном состоянии и новом после влияния на них разных причин: изменения условий существования, строения, определенных, обстоятельств, действий других объектов.

Результатом решения этого типа заданий будет установление адекватных, истинных причин тех изменений, которые произошли с естественными объектами под воздействием разных факторов.

Материал для сравнения в одних случаях усваивается в разных логично завершенных частях содержания одной темы, а в других – одна часть усваивается в новой теме, а другая – уже усвоенная – актуализируется.

Пример этого вида задания:

– Почему еж, медведь, барсук осенью впадают в спячку, а другие животные – лиса, лось, заяц – не изменяют свой образ жизни. Тема «Звери».

4. Проблемные задания на усвоение новых знаний о способах деятельности и умений их осуществлять.

Суть проблемной ситуации состоит в противоречии между известными способами действий и умениями их выполнять и новыми, которые необходимы для достижения определенной цели.

В процессе выполнения заданий этого типа дети оперируют усвоенными знаниями и умениями. Они применяют их в новых ситуациях, целенаправленно конструируют новые комбинации из уже известных действий и операций.

Специфика содержания учебных предметов связана со спецификой объектов, которые в них изучаются. В природоведении – это предметы и явления живой и неживой природы, их взаимосвязи, взаимозависимости. Как правило, объекты природы доступны для непосредственного восприятия в натуральном виде (естественные объекты, гербарии, коллекции, влажные препараты), в виде иллюстративно-изобразительных (плакаты, картины, фотографии, муляжи) или условно схематических изображений (карты, схемы, глобус), а также во время демонстрирования кино- и диафильмов, диапозитивов. Но в процессе выполнения проблемных заданий главное значение имеют не сами средства наглядности, а творческая деятельность, которая является условием и средством поиска новых знаний и способов деятельности.

Выполнение проблемных заданий, построенных на природоведческом материале, предусматривает использование как общих, так и специальных, то есть свойственных природоведческим наукам, методов познания. В начальных классах используются те из них, которые доступны для овладения младшими школьниками. В связи с этим преимущества отдаются эмпирическим методам: наблюдению, опытам, практическим работам.

Проблемные задания выполняются в структуре разных форм организации процесса обучения природоведения, в частности, на уроке (в классе или на учебно-опытном участке), во время выполнения домашних заданий, также на внеурочных и внеклассных занятиях.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Описание интерфейса мультимедийного учебно-методического пособия и результатов исследования
Исследование проводилось в средней школе № 24 города Красноярска. В роли испытуемых были учащиеся 10 В класса, в количестве 23 человек. Ребята диагностировались по следующим методикам: "Что важнее?", "Диагностика уровня развития малой группы", "Оценка психологической атмосф ...

Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Логопед должен располагать сведениями о жизни ребенка, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо выявить интересы ребенка, ...

Классификация педагогических ценностей
Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функ ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru