Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника

Страница 2

Воспитание духовно-творческого потенциала личности включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, т.е. когнитивной сфере, учащиеся овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. В сфере морально ценных переживаний складывается морально ценное и морально одобряемое отношение к другим людям. Формируются гуманистические, альтруистические чувства и отношения, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для духовно-творческого развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию, соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда человек оказывается в ситуации морального выбора, когда он сам решает, как поступить.

В формировании нравственной культуры дошкольников большое значение имеет оценка поведения школьников взрослыми. Оценивая поступки дошкольника, взрослые с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие дошкольника прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть [3, с.156]:

объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;

ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

систематичной, а не даваться от случая к случаю;

включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним школьники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей учащихся, ситуации.

Формирование духовно-творческого потенциала личности осуществляется во всех звеньях воспитательной работы с детьми, на занятиях, в процессе обучения и трудовой подготовки, эстетического и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие духовно-творческого потенциала воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства [5, с.64-65].

Нравственную культуру личности можно представить совокупностью таких качеств как: гуманизм, взаимопонимание, морально-эстетические нормы, чуткость, эмпатия и пр., которые основаны на культурно-исторических ценностях определенного общества.

Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Чем выше сознательность личности, тем значительнее ее общественное сознание. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей. На основе начальных представлений постепенно формируются устойчивые взгляды и убеждения растущего человека, которые направляют его поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...

Особенности методов решения логических задач
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия информатики, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические п ...

Особенности организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку со старшеклассниками
Начальный этап организации внеклассной работы по иностранным языкам (5-6 классы), в основном, совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются условия их жизни и учебной деятельности. Что предъявляет более ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru