Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика

Страница 6

Структурированная программа, её фрагменты воспринимаются как нечто целое, а не на уровне отдельных управляющих конструкций или типов данных. Элементы структуры (в частности, процедуры, функции) воспринимаются как некий единый языковый знак, как некий наглядный образ, как некое действие (пли действия). Развитие интеллекта, как отмечал Дж. Брунер осуществляется по мере овладения этими тремя формами представления информации1. Мы уходим только от вербальной формы подачи информации (как в обычном традиционном обучении) и работаем в системе трех модальностей: через знак, через образ на сенсорном уровне. Структурный принцип деятельности обеспечивает как улучшение понимаемости (когнитивное качество) программы, так уменьшение интеллектуальных усилии (принцип Р. Декарта), требуемых на её создание, получение результата решения проблемы. Еще один аспект. При структурном программировании достигается определенная согласованность когнитивных характеристик восприятия человеком информации и текстом программы, достигается как бы взаимная адаптация, что, безусловно, влияет на продуктивность работы интеллекта, на его развитие.

Деятельность при программировании можно назвать направленной на получение желаемого результата. Она не просто активна, она сверхактивна, и мы видим возможность реализации концепции развивающего обучения в полном объеме. Обеспечивается не только управление мыслительными процессами школьника извне, но и рациональное самоуправление познающего субъекта в процессе учебной деятельности (по Н.А. Менчинской). Развивается культура внутренних процессов (по С.Л. Рубинштейну). Происходит процесс осознанной саморегуляции субъекта - основа становления общих умственных способностей человека, его одаренности (по Н.С. Лейтесу).

Деятельность при программировании показывает школьнику, как он должен думать, а не столько то, что он должен думать, хотя и это, естественно, подразумевается. Проблема (задача) постигается не через её наглядное, внешнее сходство с другими (ассоциативная теория), а через её скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь ее внутреннего развития (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову), естественно, при соответствующем построении курса обучения. И, резюмируя, при обучении программированию есть возможность создать условия, обеспечивающие эффективное формирование того, что когнитивные психологи называют ментальным опытом человека.

Данная точка зрения на обучение информатике не появилась на пустом месте, она основана на конкретной, практической работе. По её результатам изданы книгах, в которых нашло частичное отражение этой деятельности.

Термин «когнитивная информатика» введен для обозначения новой точки зрения на обучение информатике, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по развитию интеллекта школьника. Не претендуя, безусловно, на полный охват этого многогранного явления. автор надеется привлечь внимание специалистов к этом многообещающем направлению развития образовательной информатики.

Информационные технологии имеют важнейшее значение в формировании познавательной активности ученика и оказывают существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Формирование научной картины мира и становится сейчас приоритетной задачей в современной системе образования. Требуется формировать новый способ мышления, соответственно развивать мышление (интеллект в действии), и осмысление этого положения, на наш взгляд, первоочередная задача педагогической науки и практики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новости образования:

Этапы работы над задачей
Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы: 1. Усвоение содержания текст ...

Опыт использования рефлексии на уроках английского языка в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе. Исследовательская работа проводилась в течение педагогической практики 2010-2011 учебного года в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»г ...

Понятие преобразования задачи
Анализ литературы показывает, что последнее время уделяется внимание работе над решенной задачей. Предлагаются следующие виды работ: 1. Введение в условие задачи новых данных; 2. Изменение вопроса без изменения условия; 3. Изменение условия без изменения вопроса; 4. Изменение условия и вопроса; 5. ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru