Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика

Страница 6

Структурированная программа, её фрагменты воспринимаются как нечто целое, а не на уровне отдельных управляющих конструкций или типов данных. Элементы структуры (в частности, процедуры, функции) воспринимаются как некий единый языковый знак, как некий наглядный образ, как некое действие (пли действия). Развитие интеллекта, как отмечал Дж. Брунер осуществляется по мере овладения этими тремя формами представления информации1. Мы уходим только от вербальной формы подачи информации (как в обычном традиционном обучении) и работаем в системе трех модальностей: через знак, через образ на сенсорном уровне. Структурный принцип деятельности обеспечивает как улучшение понимаемости (когнитивное качество) программы, так уменьшение интеллектуальных усилии (принцип Р. Декарта), требуемых на её создание, получение результата решения проблемы. Еще один аспект. При структурном программировании достигается определенная согласованность когнитивных характеристик восприятия человеком информации и текстом программы, достигается как бы взаимная адаптация, что, безусловно, влияет на продуктивность работы интеллекта, на его развитие.

Деятельность при программировании можно назвать направленной на получение желаемого результата. Она не просто активна, она сверхактивна, и мы видим возможность реализации концепции развивающего обучения в полном объеме. Обеспечивается не только управление мыслительными процессами школьника извне, но и рациональное самоуправление познающего субъекта в процессе учебной деятельности (по Н.А. Менчинской). Развивается культура внутренних процессов (по С.Л. Рубинштейну). Происходит процесс осознанной саморегуляции субъекта - основа становления общих умственных способностей человека, его одаренности (по Н.С. Лейтесу).

Деятельность при программировании показывает школьнику, как он должен думать, а не столько то, что он должен думать, хотя и это, естественно, подразумевается. Проблема (задача) постигается не через её наглядное, внешнее сходство с другими (ассоциативная теория), а через её скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь ее внутреннего развития (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову), естественно, при соответствующем построении курса обучения. И, резюмируя, при обучении программированию есть возможность создать условия, обеспечивающие эффективное формирование того, что когнитивные психологи называют ментальным опытом человека.

Данная точка зрения на обучение информатике не появилась на пустом месте, она основана на конкретной, практической работе. По её результатам изданы книгах, в которых нашло частичное отражение этой деятельности.

Термин «когнитивная информатика» введен для обозначения новой точки зрения на обучение информатике, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по развитию интеллекта школьника. Не претендуя, безусловно, на полный охват этого многогранного явления. автор надеется привлечь внимание специалистов к этом многообещающем направлению развития образовательной информатики.

Информационные технологии имеют важнейшее значение в формировании познавательной активности ученика и оказывают существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Формирование научной картины мира и становится сейчас приоритетной задачей в современной системе образования. Требуется формировать новый способ мышления, соответственно развивать мышление (интеллект в действии), и осмысление этого положения, на наш взгляд, первоочередная задача педагогической науки и практики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новости образования:

Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Второй этап – организация формирующего эксперимента. Задачи исследования: включить в учебный процесс дидактические игры; разработать систему игровых занятий направленную на развитие произвольной памяти в процессе преподавания уроков математики в младших классах школы VIII вида. Экспериментальная ги ...

Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели пре ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru