Развитие познавательной активности учащихся во многом зависит от позиции и стиля работы педагога, способствующего самореализации и самовыражению участников образовательной деятельности. Опираясь на субъективный опыт школьника, руководствуясь его познавательными интересами, учитывая его способности, уровень интеллектуального развития и творческий потенциал, учитель помогает своему подопечному наметить стратегическое направление учебной работы в зоне его ближайшего развития (цели, объем, содержание) и путь его реализации (формы и методы работы, анализ и оценка результата). На основе принципа сотрудничества учителя и ученика выстраивается индивидуальная образовательная траектория, реализующаяся в процессе обучения.
Когнитивные психологи, (раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания), исследуют принципы и методы, которыми управляется феномен человеческого познания. Познание охватывает ментальные процессы, такие, как восприятие, мышление, память, оценка, планирование и организация. Когнитивная психология один из срезов многогранного явления под названием психология. Это не теория личности как таковая, она не есть нечто единое, сцементированное, она скорее объединяет в себе множество теорий, общей базой которых является «картография» структуры интеллекта.
Исследования когнитивных психологов приобрели совершенно новое звучание, после того как А. Ньюэллом и Г. Саймоном в 1958 году высказана гипотеза о том, что интеллект можно рассматривать как систему обработки информации наподобие компьютера (компьютерная метафора). Это породило лавину исследований и теоретических формулировок, основанных на компьютерных моделях. Не обошли они и отечественные издания, вплоть до последнего времени. Не вдаваясь в анализ научной дискуссии, отметим суть. Для того, чтобы осуществлять компьютерное моделирование работы интеллекта требуется понять, как работает интеллект. При этом создание модели и ее прокатка вносят новое в понимание того, что представляет собой интеллект. При этом создание модели интеллекта и ее прокатка, проверка, являются двумя составляющими одного процесса, как, например, два участника одного танца.
Главное, за последние десятилетия когнитивные психологи, используя достижения информатики, действительно продвинулись вперед в понимании природы интеллекта. А сейчас, если так можно выразиться, сделаем мысленно обратный ход - используя результаты когнитивных психологов можно ли понять как деятельность в информатике, точнее обучение информатике оказывает воздействие, влияет на развитие интеллекта. Естественно, когнитивная психология оценивается нами только как один из срезов психологии.
Не останавливаясь на обзоре различных теорий интеллекта, считаем (основываясь на исследовании М.А Холодной, в котором интеллект рассматривается как некая цельная психическая структура), что интеллект есть форма организации ментального (умственного) опыта. Понятие опыта трактуется не как чувственно-эмпирические формы познания действительности и не сводится к полученным знаниям, умениям, навыкам Ментальный опыт трактуется как сформированные психические образования (структуры) человека, обеспечивающие хранение, упорядочения и преобразования наличной и поступающей информации осознанную и неосознанную регуляцию деятельности человека (планирование, предвосхищение, оценку, «притормаживание», выбор стратегии) выбор направления поиска при решении творческих проблем. Итак, если будет создана среда обучения для эффективного формирования ментального опыта школьника, то можно ли говорить о тон, что в результате мы формируем его интеллект?
Результативность среды, её действительная эффективность, обеспечивается в том случае, если она:
- работает в реальном масштабе времени (временных задержек между любым действием школьника и реакцией среды на действие быть не должно);
- имеет дело с динамическими моделями (программа - это динамическая модель конкретной задачи);
- создает условия для реализации прохождения любого познавательного процесса как последовательного восхождения по сходящейся спирали (процесс отладки программ, ее последовательное уточнение имитирует этот процесс).
С точки зрения субъектно-позиционного подхода можно выделить 4 уровня познавательной активности.
Новости образования:
Методика
использования лингвистической игры на уроках в начальной школе
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели пре ...
Методические особенности ознакомления старших
дошкольников с многообразием живой природы
дошкольник природа игра экологический Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неодн ...
Длительные контрольные письменные работы
Длительные контрольные работы по химии проводятся в течении целого урока, т.е. 45 минут. Нужно проводить длительные контрольные работы как минимум по следующим темам: Первоначальные химические понятия. Кислород, оксиды, горение. Водород, кислоты, соли. Вода, основания. 5. Важнейшие классы неорганич ...