Основной дидактической задачей было привитие ученикам умений. В основу своей школы он положил псалтырь и произведения А.С. Пушкина. С.А. Рачинский утверждал, что сама грамотность есть средство в жизненной борьбе. Научные знания следует дополнять различными практическими знаниями и умениями. При этом использовался такой методический прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Сухие задачи по арифметике, горе гимназистов, их родителей и репетиторов, были в школе С.А. Рачинского любимейшим упражнением и даже забавой, которой занимались на всех переменах, наперебой требуя от учителя разных задачек на умножение, деление и прочее, а их надо было решать в уме. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам, которые становились предметами почти общеобразовательными.
В школах С.А. Рачинского культивировался индивидуальный подход в обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель - классный наставник. Характер взаимоотношений в школе был семейный. Первым условием семейного воспитания считались дружеские отношения с учениками. Учитель в школах С.А. Рачинского впервые в российском образовании была предназначена роль старшего друга.
Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как: большая свобода во всем, что не несет в себе зла; разрешение конфликтов внутри коллектива; разнообразные занятия по интересам в свободные часы; годовой цикл школьных торжеств, праздников.
Таким образом, «во главу угла» в сельской школе С.А. Рачинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух. Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.
Именно в этот период начинает активно развиваться светский подход во взглядах на человека. Этот подход зародился у революционных демократов, о чем было изложено выше. Гуманистическая направленность их взглядов концентрировалась вокруг уважения к человеческой личности, демократизма образовательной системы, ее народности, неотделимости личного счастья от общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования. Они породили идеал гуманистической педагогики, которая в ценности-цели образовательной системы закладывает идею уважения ребенка как личности.
Идея о гуманистическом характере образовательной системы затем была развита К.Д. Ушинским, который предпринял попытку внедрить ее в педагогическую практику. Образовательная система может формировать гуманного человека в том случае, если она опирается на принцип народности. Содержание этого принципа у К.Д. Ушинского носило гуманистический характер, связанный, прежде всего, с верой в добрые силы и высокий нравственный потенциал русского народа, а также с любовью к Родине. Следовательно, заключает К.Д. Ушинский, необходимо опираться на национальные качества, специфику жизни и общего духа русского народа. Для решения этой задачи К.Д. Ушинский выдвигает несколько элементов принципа гуманистического воспитания, основанных на личностном подходе к ученику и воспитаннику: знать ребенка, понимать душу ребенка, верить в способности и силы ученика, опираться на стремление ребенка к активной деятельности. Задача воспитателя, подчеркивает он, состоит в том, чтобы создать условия для свободной деятельности и научиться отличать упрямство, каприз от потребности к свободной деятельности. Стремление ребенка к свободной и сознательной заложено изначально от рождения. Именно создание условий для свободной творческой деятельности способно дать толчок для саморазвития, самовоспитания и самообразования.
Новости образования:
Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской
личности
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. С первых лет жизни под влиянием взрослых ребенок в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает ...
Теоретические основы проблемного обучения. Исторический
экскурс
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский). В ХХ столетии идеи проблемн ...
Результаты исследования по формированию адекватной самооценки младшихшкольников через создание ценностно-ориентированныхвоспитывающих ситуаций
После проведения занятий с использованием воспитывающих ситуаций, было проведено повторное обследование детей. На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использована модифицированная методика «Лесенка» В.Г ...