Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы

Педагогические практики » Национальный идеал в образовании России 19 века » Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы

Страница 3

Гуманистические идеи Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского стали знамением развернувшегося общественно-педагогического движения в 60-ых г.г. XIX в. Оно выступало в рамках европейской мировоззренческой позиции, согласно которой подлинный гуманизм в обществе невозможен без свободной независимой личности, но и имело явный российский характер, т.к. опиралось на идеи, выработанные философской мыслью этого периода.

Ярким примером нам служат философские искания В.С. Соловьева (1853-1900 г.г.). При упадке нравов и остром дефиците человечности в России того периода его понимание человека основывалось как на идеях религиозно-христианском учении и сущности человека, так и на становящейся популярной в конце XIX века идеи свободы личности. Он использует не только религиозные, но и светские понятия, так как, отталкиваясь от реальной действительности, выражает истину через разум и веру. Именно в вере в человека и заключается философско-религиозная основа гуманизма. В качестве ценности, как естественных корней нравственности, В.С. Соловьев определяет чувства - стыд, жалость, благочестие, т.е. личные ценности, выводящие человека на связь с «племенной душой мира». Сравнивая человека с Божеством, он подчеркивал, что гуманизм есть вера в человека, а истинный гуманизм есть вера в богочеловека. Веруя в человека, необходимо сделать его свободным, т.к. человек представляется В.С. Соловьеву «деятелем», и «во всех сферах человеческой деятельности есть стремление к свободе».

В конце XIX века к светскому направлению присоединились отечественные естествоиспытатели, также горячо ратовавшие за гуманизм (Н.Н. Бекетов, Д.И. Менделеев, П.А. Кропоткин и др.). Провозглашая заповеди гуманизма, они выступали, прежде всего, за такую науку, которая способствовала бы этическому и нравственному прогрессу человечества. Большое влияние оказала эволюционная теория, разработанная Ч. Дарвином. Мыслители, принявшие эту теорию за основу, выдвигают идею о постепенном развитии не только всех живых существ, общественных учреждений и верований, но и нравственных понятий и качеств человека. Так, П.А. Кропоткин развил идеи эволюционной теории и противопоставил их религиозному направлению. Тезис христианского учения «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, иначе будешь в аду». Он считает не гуманным и противопоставляет ему нравственность, которая выясняется из знакомства со всем живым миром. П.А. Кропоткин говорит: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой».

Таким образом, светский гуманизм П.А. Кропоткина основан на уважении к личности, справедливости и равенстве, на приоритете нравственного начала в человеческой деятельности, признании полнейшей свободы личности и свободы развития всех ее способностей.

На основе вышеизложенного можно заключить, что в России конца XIX века в общественно-философской мысли на основе как светского, так и религиозного подходов формируется понятие гуманизма, в котором концентрируется целостный взгляд на человека. Сущностными характеристиками являются: общечеловеческие, опирающиеся на христианскую мораль и нравственность (любовь к человеку, вера в человека и его духовные силы, уважение к человеку); демократические, опирающиеся на идею о равенстве и братстве (свобода личности, народность); формирующие, опирающиеся на целостный подход к взглядам на человека (усовершенствование личности, подъем самосознания личности до стремления к самоусовершенствованию) (23). Эти философские, общенаучные идеи о сущности гуманизма порождают новое направление в развитии педагогики в России конца XIX века - гуманистическую педагогику. Такие мыслители как В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой и др. пытались найти новые подходы к воспитанию и образованию и сделать педагогику «точной» наукой, основанной на достижениях смежных наук о человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Постановка задачи исследования
Целью дипломной работы является создание современной модели web-сервиса для тестирования уровня знаний учеников по предмету математика с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы. Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко о ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук
Валеология – наука о здоровье или валеология как наука быть здоровым коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомога ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru