Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы

Педагогические практики » Национальный идеал в образовании России 19 века » Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы

Страница 5

Религия в школе стала рассматриваться как эстетическое постижение духовной культуры, традиций народа и сельской общности. Основные принципы сельской школы, выдвинутые С.А. Рачинским (гуманизм, народность, нравственность), были созвучны с общими веяниями в отечественной педагогике. Национальная русская школа должна была быть школой христианских учений и добрых навыков и формировать у воспитанника, прежде всего, нравственно-цельный характер. Философско-религиозные идеи о любви и свободе, о вере в человека, о стремлении человека к усовершенствованию раскрывают гуманистический характер исканий общества в середине XIX - конце XIX века. Фактически вся религиозная российская философия конца XIX века развивалась под знаком идей В.С. Соловьева. Эти идеи о том, что человек есть саморазвивающийся объект, который из религиозной мысли проникает в педагогику. Это не отрывало Российскую школу от Запада, а развивало ее в русле общемировых тенденций, т.к. христианство всегда было важным элементом воспитания у всех народов, но христианство, раскрепощающее личность.

На основе вышеизложенного можно заключить, что в России конца XIX века в общественно-философской мысли на основе как светского, так и религиозного подходов формируется образовательный идеал на основе понятия гуманизм, в котором концентрируется целостный взгляд на человека. Сущностными характеристиками образовательного идеала являются: общечеловеческие, опирающиеся на христианскую мораль и нравственность (любовь к человеку, вера в человека и его духовные силы, уважение к человеку); демократические, опирающиеся на идею о равенстве и братстве (свобода личности, народность); формирующие, опирающиеся на целостный подход к взглядам на человека (усовершенствование личности, подъем самосознания личности до стремления к самоусовершенствованию). Эти идеи порождают новую направленность в реформировании образовательной системы России конца XIX века - гуманистическую, которая основывалась как на религиозном, так и светском понимании гуманизма. Они реализовались в поиске новых подходов к воспитанию и образованию попытке сделать педагогику «точной» наукой, основанной на достижениях смежных наук о человеке (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой и др.).

1. Отличительной особенностью развития российского общества на современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы всего социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций.

2. Рассмотрение философско-педагогических исканий в России XIX века позволило определить образовательный идеал как многомерное, сложное и противоречивое понятие, сущностная характеристика которого складывается из множества точек зрения, носящих философский, религиозный, социальный, политический и педагогический характер.

Представители революционно-демократического направления в поисках идеала национальной образовательной системы ориентируются на демократических, общественных, народных принципах в воспитании и в качестве ценностных ее оснований предлагают: уважение к человеческой личности, демократизм, народность, неотделимость личного счастья от общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования.

С началом общественно-педагогического движения это понятие стало приобретать и педагогические характеристики. Наиболее ярко идея народности проявилась в педагогических концепциях Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др. Эта идея тесно связана с набиравшей силу в тот период гуманистической парадигмой. Преломляя общественно-политические идеи просветителей первой половины XIX века о сущности человека и его роли в обществе и государстве, педагоги-исследователи наполняют традиционную педагогику демократическими и гуманистическими принципами, обосновывая их на основе принципа народности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Организация работы школьных творческих объединений
В качестве примера лучше всего привести работу творческого объединения по внеклассному изучению информатики. В настоящее время дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе начинает изучаться с 7 класса, однако ряд школ практикуют внеклассное и внеурочное изуч ...

Анализ передового педагогического опыта
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой ...

Попытки доказательства V постулата Евклида
параллельный геометрия учащийся треугольник Первые 28 предложений «Начал» не опираются на V постулат, возможно Евклид старался отодвинуть применение этого постулата до тех пор, пока использование его не станет настоятельно необходимым. Попытки доказать пятый постулат продолжались с тех пор в течени ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru