Проблемная ситуация и задача

Страница 1

Любая учебная проблема возникает из проблемной ситуации, «как ясно или неясно осознанное субъектом затруднение»

Затруднение объективно, а в процессе обучения специально создается учителем конструированием информационно-познавательного противоречия между известными и новыми знаниями и не знаниями. Анализ проблемных ситуаций требует сложной умственной деятельности учеников и организации учителем в такой последовательности:

анализ предметов, явлений, связей между ними, способов деятельности конкретной ситуации, то есть определение ее содержания;

актуализация известных ученикам знаний и способов деятельности по отношению к объектам созданной ситуации, возможных взаимосвязей между ними.

3) осознание факта, что известных знаний и умений не хватает, для того, чтобы объяснить ситуацию (выявление противоречия). На основе актуализированных знаний осмысление неизвестного в этой ситуации есть (осмысление противоречия)

4) выражение сути противоречия в форме вопроса, то есть формулирование учебной проблемы.

Однако учебная проблемная ситуация может не привести к возникновению учебной проблемы. Это происходит тогда, когда после актуализации известных знаний и умений становится понятно, что с их помощью можно объяснить ситуацию, которая возникла. Или, напротив, опорных знаний и умений очень мало для ориентации в ситуации, а тем более для объяснения.

По содержанию учебная проблема – это знание о незнании, осознание того, что необходимо узнать, объяснить, установить и тому подобное. В таком общем виде проблема не указывает направлений поиска путей решения. Потому следует выделить те опорные знания и умения, на основе которых будет осуществляться этот процесс, то есть ограничить область поиска в созданной ситуации и сформулировать проблемную задачу в форме вопроса или задания.

Учебная проблемная задача – это задача, которую младшие школьники не в состоянии решить. Однако они имеют опорные знания и умения, которые обеспечат их способность к поиску путей решения проблемной задачи и овладение новыми знаниями и способами деятельности.

Проблема – это категория субъективная. Она возникает индивидуально у каждого ученика. Учитель должен помнить, что у детей разный уровень знаний, умений и навыков. Потому, попадая в проблемную ситуацию, для одних учеников проблема возникает, а для других – нет.

Важным для учителя является умение моделировать проблемную ситуацию. В дидактико-методической литературе и педагогической практике выделяются разные общие приемы создания проблемных ситуаций. Наиболее распространенными среди них являются:

1. Сообщение информации, которая содержит в себе познавательное противоречие.

Например, учитель предлагает ученикам прослушать такую информация «У земляники, барвинка, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».

Далее ученики под руководством учителя вовлекаются в анализ, во время которого актуализируются опорные знания и умения, которые позволяют осознать противоречие, которое содержится в поданной информации, и выразить его в виде проблемного вопроса.

Ход рассуждения может быть таким:

– Что может произойти с зелеными растениями зимой?

– Они погибнут.

– Прочитайте, при каких условиях они не погибают?

Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега.

Какое значение в этом случае имеет снег для растений?

– Снег «греет» растения.

– Вспомните, какой снег на ощупь?

– Снег холодный

– Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет» растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?

Страницы: 1 2

Новости образования:

Формирование толерантного отношения
Основной формой отражения человеком окружающей его действительности является отношение. В своей работе мы рассматриваем толерантность как особое отношение. Психически отношения представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных или неосознанных связей индивида с различными фактора ...

Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования
Для анализа опыта педагогов мы использовали выборку статей опубликованных в периодическом издании «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. Всего проанализировано 102 журнала, выборка статей состоит из 16 публикаций. В данных статьях авторы в разные годы рассматривают экологическое образование до ...

Развитие профильного обучения в дидактике
Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Осуществление системного подхода к управлению профориентацией позволяет учесть междисциплинарные её аспекты, открывает возможность систематичес ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru