Возрастные особенности младшего школьного возраста

Страница 2

Педагогам и родителям следует учитывать данные анатомо–физиологические и психические возрастные особенности при организации учебной деятельности младших школьников в школе и дома. Необходимо проявлять заботу о правильной осанке детей во время учебных занятий, что особо важно именно в этом возрасте, так как осанка, в основном, формируется в 6 – 7 лет. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу мышц и внутренних органов, повышает эффективность учебной деятельности.

В этом возрасте также формируются и другие навыки: поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски. Для развития опорно–двигательной системы большое значение приобретают подвижные упражнения.

Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням. Также для развития опорно–двигательной системы важны специальные упражнения мелкой моторики (в том числе письменные, которые отрабатывают точные движения).

В области материально – технического оснащения учебного процесса следует позаботиться о специальном подборе мебели, размеры которой должны соответствовать возрастным характеристикам. Учащиеся младших классов проводят за партой от 4 до 6 часов в день. Вместе с тем статистическая выносливость у детей данного возраста невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5 – 7 минут, а у второклассников через 9 – 10 минут сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Большая статистическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за столом неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника.

Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания. Педагогу и родителям следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно–конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Учитывая богатый потенциал памяти младшего школьника в сочетании с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, необходимо уделить внимание выработке данных умений, приобщению школьников к рациональной организации собственной учебной деятельности. Существенное место в организации учебной деятельности также должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения. Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для учащихся этого возраста достаточно высок. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших школьников. Воспитывающее обучение способно стать средством формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и самооценки [30].

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Значение физической культуры в школьный период жизни
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития ...

Технология изготовления
Порядок выполнения работ Содержание работ Необходимое оборудование Необходимые инструменты Изготовление заготовки для ножки. Необходимо взять дубовый брус, диаметром примерно 155 мм. Далее нужно остругать брус, выдерживая необходимые размеры и углы. Электрорубанок, электрофуганок, циркулярная пила. ...

Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru