Пословица как средство народной педагогики

Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335].

В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности детей: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражается коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Во всяком случае, возможно параллельное, одновременное существование общенародного варианта и индивидуально - авторского.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств [2].

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А. Коменский: "Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое". В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль) [2].

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания [7].

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания и т.д.

Педагоги издавна использовали пословицы не только в воспитательных, но и в образовательных целях. О применении пословиц, как средстве развития речи, расскажем в следующей главе.

Новости образования:

Особенности формирования мотивация к изучению предмета
Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34]. Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения: 1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъект ...

Этапы работы над задачей
Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы: 1. Усвоение содержания текст ...

Практическая разработка листов рабочей тетради
Вид урока: урок формирования новых знаний Цель: · обучающая (формирование новых понятий и процессов) · воспитательная (воспитание управленческих качеств у обучаемых) · развивающая (развитие навыков управления и контроля) Задачи: сформировать ясное понятие организационного проектирования, реструктур ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru