Особенности формирования мотивация к изучению предмета

Страница 1

Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34].

Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения:

1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

2. Побуждающий и определяющий выбор направленности, деятельности, предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора и поступков личности.

Мотивация – совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, то есть направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К мотивации относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность [30].

Мотивация выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность [31].

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность [34].

Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация – это конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений [22].

В отечественной психологии в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы, «предметы потребностей». Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность [34].

У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и жестко ограничен специального для каждого биологического вида кругом приспособительных инстинктивных форм деятельности [35]. У человека же источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности [36]. Функция контролирования осуществляется не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью подситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и появлению новых мотивов деятельности. Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.

Мотивы по степени осознанности делятся на:

осознанные, когда человек может сказать, что его побуждает к деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Уровни сформированности культуры межнационального общения
Выделенные в предыдущем параграфе критерии сформированности культуры межнационального общения служат исходными в определении уровней его развития у школьников. Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Это процесс движения формируемого качества личности от простого к сложному, от низ ...

Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, из врождённых движений и из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. Человек рождается с весьма ограниченным по числу фондом двигательных навыков. Наряду с этим по наследству пе ...

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru