Детское словотворчество

Страница 2

Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Вот примеры, взятые из работы Т.Н. Ушаковой:

"Слова-о с к о л к и":

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).

2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).

3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).

2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).

3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).

4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).

5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).

6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).

7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).

8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).

9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).

10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).

"Синтетические слова":

1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).

2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).

3. Вкуски - вкусные куски (4 года).

4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).

В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных: ледоколить ("ледокол, он ледледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"), "огромадный" {огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"), мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Типология диалогической речи
Диалогическую речь можно классифицировать, исходя из количества участников общения, его социально-коммуникативной характеристики, соотношения речевых мотивов собеседников, величины диалогического текста, объема и структуры единичного высказывания, и других характеристик. Исходя из количества участн ...

Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала
Идеал (греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, идеал не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применит ...

Письменная проверка
Письменная проверка по химии включает в себя: Кратковременные контрольные работы. Длительные контрольные работы. Химический диктант. Проверка письменных работ и тетрадей. Тесты. Письменная контрольная работа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или ином ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru