Детское словотворчество

Страница 2

Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Вот примеры, взятые из работы Т.Н. Ушаковой:

"Слова-о с к о л к и":

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).

2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).

3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).

2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).

3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).

4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).

5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).

6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).

7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).

8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).

9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).

10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).

"Синтетические слова":

1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).

2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).

3. Вкуски - вкусные куски (4 года).

4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).

В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных: ледоколить ("ледокол, он ледледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"), "огромадный" {огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"), мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Особенности культуры педагогической деятельности
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура" ¹ отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемы ...

Результаты проведенной диагностики
В исследуемой группе у нас получились результаты уровня готовности дошкольников к формированию духовно-творческого потенциала личности, представленные в таблице 1. Таблица 1. Уровень готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников исследуемой группы № п/п Инициалы реб ...

Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
Потребность в проблемном обучении преподаватели литературы чувствуют сейчас особенно остро. Слишком часто литературный разбор произведения в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. Литературный анализ становится в глазах учеников самоцелью, неоправданной о ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru