Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости

Педагогические практики » Формирование импрессивной речи у детей 9–13 летнего возраста с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости » Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости

Страница 1

Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34].

Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: группа детей с умеренной степенью умственной отсталости составляет около 12% случаев умственной отсталости, дети с тяжёлой степенью умственной отсталости составляют примерно 14—15 % от общего количества детей с умственной отсталостью.[38. С. 67]

Умеренная степень умственной отсталости – средняя степень психического недоразвития. Интеллектуальный коэффициент IQ составляет 49-35.

Шипицина Л.М. (2004), Назарова Н.М.(2002), Гагаркина И.Г., Маллер А.Р.(2003), Цикотто Т.В. (2003) характеризуют умеренную степень умственной отсталости несформированностью всех познавательных процессов.

Маллер А.Р.(2001) отмечает, что: «у детей с умеренной степенью умственной отсталости познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.»[28. С. 14]

Назарова Н.М.(2002) говорит о том, что основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которого очень узок. [38.С. 216]

Шипицина Л.М. (2004) отмечает, что мышление данной категории детей конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и неспособное к образованию отвлечённых понятий. Развитие статических и локомоторных функций задержано, и они недостаточно дифференцированы. Развитие навыков самообслуживания отстаёт. [46. С. 56]

При тяжёлой степени умственной отсталости IQ находится в пределах от 35 до 20. Маллер А.Р (2003), Цикотто Т.В.(2003) говорят о том, что «для детей, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, с тяжёлой степенью умственной отсталости характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, при значительном снижении интеллекта. Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, движения у них замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. При тяжелой степени умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90—100 % случаев.»[24. С. 30]

По данным Вайзман Н.П. у этих детей резко выражены нарушения координации движений. «Дети младшего возраста затрудняются принять нужную позу, не могут держать ее более 1 — 2 с. В 13—14 лет они с трудом сохраняют заданную позу в течение 4—7 с, при этом у них наблюдаются общая напряженность, синкинезии в лицевой мускулатуре. Динамическая координация также неудовлетворительная. Дети испытывают большие затруднения в переключении движений, быстрой смене поз и действий.» Воронкова В.В. отмечает, что «внимание умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание, необходимое для достижения определенной цели, у них крайне слабо.»[4. С.87]

Как отмечает Г. Е. Сухарева, дети «характеризуются косностью психики, они с трудом переключаются на новую деятельность, очень охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы, некоторые из них поражают своей виртуозной подражательностью. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и всякому воздействию на них. Таким образом, у этих больных сочетается повышенная внушаемость с негативизмом, неустойчивость в деятельности с большой инертностью и тугоподвижностью.» [39. С. 24] В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости находится глубокое недоразвитие речи. «У детей с грубым нарушением интеллектуальной деятельности оказываются несформированными предпосылки развития речи (ориентировочные действия, интерес к окружающему миру, предметная деятельность). Т.е. механизм речевого высказывания оказывается несформированным уже на начальном этапе.» [12. С. 15]. Певзнер М.С. говорит о том, что «степень недоразвития речи, как правило, соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются и иные случаи. Есть дети, у которых можно наблюдать поток фраз, произносимых с сохранением услышанных интонаций. Это механически воспроизводимая, не имеющая смысла речь. Такое явление наблюдается у детей с глубоким поражением преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у детей, страдающих гидроцефалией.» [31. С.64].

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
Методы исследования: Основными методами исследования являются: 1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов. 2. Контрольные испытания. 3. Метод педагогического наблюдения. 4. Метод математической обработки. 5. Сравнительный анализ. Анализ литературных источников позвол ...

Зависимость методов от учительского «Я», целей и объектов воспитания
Результаты воспитания зависят не только от методов, но и от умелого их применения, а также от знания объекта. Поэтому , метод- это «я».Все через меня. Нет плохих методов,…. Хороших методов столько же, сколько - хороших учителей. Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность ...

Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности[32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru