Внеурочная работа по учебным предметам

Страница 1

Внеурочная работа по учебному предмету — важный компонент системы урочно-внеурочной деятельности школьников. В руках педагога эта работа является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся. Внеурочную работу по учебным предметам можно рассматривать как условие для реализации индивидуальных способностей подростков и старшеклассников, для пробуждения у учащихся интереса к самообразованию, потребности в самосовершенствовании.

На данном этапе социального развития нашего общества и школы внеурочная работа по учебным предметам интенсивно актуализируется.

В.И. Казаренков выделяет следующие основные факторы актуализации данной работы подростков и старшеклассников: психологический (личностный), социально-психологический, социально-педагогический, педагогический, психолого-педагогический и социальный.

Психологический (личностный) фактор. Современный школьник уже не хочет и не может «готовиться к жизни» в изоляции от окружающего мира, людей. Школьник начинает искать смысл жизни. Он проверяет свои силы: интеллектуальные, физические, духовные. Проверка ведется широким фронтом, в основном в неформальной деятельности и общении. Во внеурочной работе школьники надеются отыскать успех, компенсировать неудачи в учении, в общении со сверстниками, взрослыми. Они стремятся найти пути к самоуважению и любви, к окружающему их природно-социальному миру, способы и средства самопознания и самореализации. Внеурочные занятия создают условия для индивидуализации личности.

Социально-психологический фактор. Каждый школьник испытывает потребность и нуждается в социальной адаптации. Учащиеся уже не могут ограничиваться взаимодействием со своими школьными товарищами, учителями, родителями. Подростки и юноши ощущают жизненную необходимость в установлении дружеских и деловых отношений с людьми различного возраста и разных профессий. Во внеурочной работе эта потребность школьников удовлетворяется. Многие внеурочные занятия проводят специалисты различных организаций: ученые вузов, НИИ и т.п.

Социально-педагогический фактор. Школа может функционировать и развиваться как социально открытая педагогическая система, если она взаимосвязана с системой дополнительного образования. Массовая школа при всем желании не сможет создать материально-техническую базу, соответствующую стандартам социального и научно-технического прогресса, обеспечивающую качественное обучение и развитие детей, их разносторонние интересы и потребности. Возникает также необходимость регионализации образования. Региональные особенности образования возможно учесть и реализовать в полной мере только через систему школьно-внешкольного образования. Именно система дополнительного образования, привнося в содержание образования блок, отвечающий региональным потребностям и возможностям (региональный компонент), обеспечивают решение данной проблемы.

Педагогический фактор. Урок, оставаясь важной формой учебно-воспитательного процесса, не может в полной мере гуманизировать жизнедеятельность ребенка, его отношения с педагогами. Нормативные учебные программы, реализуемые на уроках, не обеспечивают реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения и воспитания школьников. Урочные формы не позволяют в полной мере проявить инициативу и самодеятельность детей. Внеурочная работа, интегрируясь с уроком, обеспечивает учителя многообразием моделей организации учебно-воспитательной работы, которые могут всецело удовлетворить познавательные и коммуникативные потребности школьников.

Психолого-педагогический фактор. Во внеурочной деятельности ученики получают возможность углубить и расширить знания, апробировать приобретенные умения и навыки, в том числе исследовательские и прикладные, конструктивные и познавательные. На внеурочных занятиях школьники становятся творцами, изобретая и рационализируя модели и конструкции, изготовляя наглядные пособия, собирая коллекции, сочиняя стихи и песни. Учащиеся получают возможность составлять планы проведения кружковых занятий, программы различных внеурочных мероприятий, а также проводить занятия и консультации для сверстников. Внеурочные занятия стимулируют развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, отношений партнерства.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Неэксперементальные методы
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель наблюдения конкретизируется также регистрируемыми учителем показателями мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступать, на ...

Решение промежуточных задач по самоконтролю
Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физиче ...

Требования к заданиям для младшего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
Содержательная линия "Моделирование и формализация" - это одна из перспективных, динамично развивающихся и важнейших содержательно-методических линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как именно она позволяет осознанно выделять в ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru