Импрессивная речь играет особую роль в речевом развитии детей. У детей 9 -13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости нарушено формирование интеллектуального компонента всех звеньев речевой деятельности, т. е. дети имеют недостаточный уровень речевого развития.[23. c 34]
К числу отклонений речевого развития при умственной отсталости относятся дефекты усвоения языка и, прежде всего, значения языковых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики) ввиду снижения у детей основных мыслительных процессов — анализа, синтеза, сравнения, систематизации. Следствием этого является неправильный выбор языковых единиц (слов, морфем) в процессе порождения речевого высказывания.[24. c 46]
К числу ведущих отклонений речевого развития относятся и своеобразные нарушения речевых действий — порождение речевого высказывания и понимания, а именно, трудности удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это выражается в неиспользовании или неправильном использовании даже косвенных языковых элементов как в процессе понимания речи, так и при построении собственного высказывания. Вследствие указанных особенностей формирования речевой деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости создается нехарактерная для нормального онтогенеза и для других форм речевого недоразвития диспропорция между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, когда собственная речь оказывается формально на более высоком уровне, чем понимание речи.
Эти особенности речевого развития препятствуют усвоению учебного материала ребенком, снижают и без того невысокую продуктивность обучения, препятствует общению ребенка, его адаптации в обществе.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастрюкова, Т.Б. Филичева отмечают, что развитие понимания речи ребенком на много опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для возникновения последней. Поэтому приоритетным направлением в обучении таких детей является формирование импрессивной речи.
Также Л.М. Шипицина отмечает, что при определении содержания образования данной категории детей необходимо учитывать, что для них наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками общения, приспособления к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Поэтому необходимо учитывать и то, что обучение таких детей должно нести коммуникационную направленность.
Проблема исследования. Формирование импрессивной речи у детей 9 – 13 летнего возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости с использованием комплекса игр является одним из условий их речевого развития, но содержание данного направления коррекционной логопедической работы остаётся недостаточно разработано.
Объект исследования. Импрессивная речь.
Предмет исследования. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию импрессивной речи у детей 9 – 13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми 9 – 13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости будет повышена, если работа будет проводиться с использованием разработанного комплекса игр, учитывающем уровень сформированности импрессивной речи ребенка.
Цель исследования. Теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить эффективность комплекса игр, направленного на формирования импрессивной речи.
В соответствии поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Выявить особенности и уровни понимания речи у детей 9 – 13 летнего возраста с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости.
3. Составить и апробировать комплекс игр как средство оптимизации коррекции системного недоразвития речи у 9 – 13 летних детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости.
4. Определить эффективность составленного комплекса игр.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положение о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (А.Р. Маллер, Т.В. Цикотто, Л.М. Шипицина), о системном подходе к анализу речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина), о коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи (М.И. Лисина, Т.Б. Филичева).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребёнка; наблюдение за детьми; педагогический эксперимент; процесс обучения и воспитания с использованием разработанного комплекса игр; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов; количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях импрессивной речи у 9 – 13летних детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования заключается разработке комплекса игр, с использованием которого повышается эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми 9 – 13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
Организация исследования. Базой исследования явился Шумковский детский дом-интернат Берёзовского района г. Красноярска.
Исследование проводилось в течении 2009 - 2010 года в три этапа.
Первый этап (3 июля – 15 сентября) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (18 сентября – 16 декабря) – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование программы экспериментального обучения.
Третий этап (17 декабря – 29 марта) – анализ эффективности экспериментальной работы.
Новости образования:
Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности
Для того чтобы определить «зону ближайшего действия», то есть тот уровень умений и навыков, который мы можем достичь в процессе обучения, нам нужно провести с дошкольниками диагностики, определяющие имеющийся уровень развития творческого мышления и дизайнерских способностей. Диагностическую работу ...
Этапы и организация детей при обучении дизайну
Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн – деятельности делить на этапы. [3, с.21] На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности ...
Теоретические аспекты развития памяти младших школьников
Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее ра ...