Нарушение речи у детей с интеллектуальными нарушениями исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Гаше, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой. Нарушения речи у детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости занимались такие исследователи как Л.М. Шипицина, А.Р. Маллер, Г.В. Цикотто, Е.М. Мастюкова, и т.д.
Как известно, интеллектуальный дефект не останавливает процесс спонтанного формирования речи (в отличие от того, что мы наблюдаем у детей с первичным поражением речевых механизмов), но замедляет и качественно искажает его.
Развитие импрессивной речи опережает активную речь, как по количеству слов, так и по функции. Характерно, что элементарное понимание речи у детей с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости становится возможным к концу 2-го года жизни. К 4—5 годам около 30% словосочетаний из речи взрослых не понимаются детьми [24. c. 61].
Дети 4—5 лет понимают фразы, как правило, только в одном варианте, постоянно встречающемся в речи взрослых.
Г.В. Гуревич, Л.З. Давидович уровень понимания речи предложили рассматривать как компонент сенсорного недоразвития, который присутствует у всех детей в разной степени, в связи, с чем ими условно выделяются несколько уровней:
1 уровень сенсорного недоразвития - дети, которые не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников, постоянно ухаживающих за ними;
2 уровень сенсорного недоразвития - дети воспринимающие речь окружающих в виде отдельных коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу и читаемый текст они не воспринимают и реагируют не адекватно. Особенно сложным являются для понимания инструкции с пространственным восприятием;
3 уровень - дети, которые воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, поддерживают диалог. Отмечается недостаточное восприятие сложных речевых конструкций и текста. Быстро устают и отвлекаются, не дослушав интересный рассказ. [7. C. 23]
Как отмечает Л.М. Шипицина, к числу отклонений речевого развития при умственной отсталости относятся дефекты усвоения языка и, прежде всего, значения языковых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики) ввиду снижения у детей основных мыслительных процессов — анализа, синтеза, сравнения, систематизации. Следствием этого является неправильный выбор языковых единиц (слов, морфем) в процессе порождения речевого высказывания.[48. C. 46]
Маллер А.Р., Цикотто Г.В.![]()
отметили что, к числу ведущих отклонений речевого развития относятся и своеобразные нарушения речевых действий — порождение речевого высказывания и понимания, а именно, трудности удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это выражается в неиспользовании или неправильном использовании даже косвенных языковых элементов как в процессе понимания речи, так и при построении собственного высказывания. Вследствие указанных особенностей формирования речевой деятельности у детей с олигофренией создается нехарактерная для нормального онтогенеза и для других форм речевого недоразвития диспропорция между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, когда собственная речь оказывается формально на более высоком уровне, чем понимание речи. Однако эта диспропорция не фиксируется в обиходной речи и выявляется в процессе выполнения ребенком специальных заданий, особенно грамматического словообразования, понимания грамматически противопоставленных словосочетаний и целого ряда синтаксических конструкций.[24. C.45]
Новости образования:
Анализ передового педагогического опыта
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой ...
Опыт организации образовательной
среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 расположен внутри жилого комплекса и находится в благоприятном социально – культурном окружении. В квартале расположены: средняя общеобразовательная школа №1116, имеются социальные учреждения (магазины, аптека). Основным предметом деятельности ДОУ являет ...
Результаты исследования по формированию адекватной самооценки младшихшкольников через создание ценностно-ориентированныхвоспитывающих ситуаций
После проведения занятий с использованием воспитывающих ситуаций, было проведено повторное обследование детей. На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использована модифицированная методика «Лесенка» В.Г ...