Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе

Страница 3

Нарушение речи у детей с интеллектуальными нарушениями исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Гаше, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой. Нарушения речи у детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости занимались такие исследователи как Л.М. Шипицина, А.Р. Маллер, Г.В. Цикотто, Е.М. Мастюкова, и т.д.

Как известно, интеллектуальный дефект не останавливает процесс спонтанного формирования речи (в отличие от того, что мы наблюдаем у детей с первичным поражением речевых механизмов), но замедляет и качественно искажает его.

Развитие импрессивной речи опережает активную речь, как по количеству слов, так и по функции. Характерно, что элементарное понимание речи у детей с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости становится возможным к концу 2-го года жизни. К 4—5 годам около 30% словосочетаний из речи взрослых не понимаются детьми [24. c. 61].

Дети 4—5 лет понимают фразы, как правило, только в одном варианте, постоянно встречающемся в речи взрослых.

Г.В. Гуревич, Л.З. Давидович уровень понимания речи предложили рассматривать как компонент сенсорного недоразвития, который присутствует у всех детей в разной степени, в связи, с чем ими условно выделяются несколько уровней:

1 уровень сенсорного недоразвития - дети, которые не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников, постоянно ухаживающих за ними;

2 уровень сенсорного недоразвития - дети воспринимающие речь окружающих в виде отдельных коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу и читаемый текст они не воспринимают и реагируют не адекватно. Особенно сложным являются для понимания инструкции с пространственным восприятием;

3 уровень - дети, которые воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, поддерживают диалог. Отмечается недостаточное восприятие сложных речевых конструкций и текста. Быстро устают и отвлекаются, не дослушав интересный рассказ. [7. C. 23]

Как отмечает Л.М. Шипицина, к числу отклонений речевого развития при умственной отсталости относятся дефекты усвоения языка и, прежде всего, значения языковых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики) ввиду снижения у детей основных мыслительных процессов — анализа, синтеза, сравнения, систематизации. Следствием этого является неправильный выбор языковых единиц (слов, морфем) в процессе порождения речевого высказывания.[48. C. 46]

Маллер А.Р., Цикотто Г.В. отметили что, к числу ведущих отклонений речевого развития относятся и своеобразные нарушения речевых действий — порождение речевого высказывания и понимания, а именно, трудности удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это выражается в неиспользовании или неправильном использовании даже косвенных языковых элементов как в процессе понимания речи, так и при построении собственного высказывания. Вследствие указанных особенностей формирования речевой деятельности у детей с олигофренией создается нехарактерная для нормального онтогенеза и для других форм речевого недоразвития диспропорция между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, когда собственная речь оказывается формально на более высоком уровне, чем понимание речи. Однако эта диспропорция не фиксируется в обиходной речи и выявляется в процессе выполнения ребенком специальных заданий, особенно грамматического словообразования, понимания грамматически противопоставленных словосочетаний и целого ряда синтаксических конструкций.[24. C.45]

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Описание интерфейса мультимедийного учебно-методического пособия и результатов исследования
Исследование проводилось в средней школе № 24 города Красноярска. В роли испытуемых были учащиеся 10 В класса, в количестве 23 человек. Ребята диагностировались по следующим методикам: "Что важнее?", "Диагностика уровня развития малой группы", "Оценка психологической атмосф ...

Методика проведения занятия по рисованию с натуры
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного м ...

Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников
В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь. Тушь ( нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru