Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе

Страница 2

Именно с этого момента начинается интенсивный рост словаря ребенка. В этом словаре представлены все части речи, а по своему содержанию он включает в себя широкий круг понятий о различных областях жизни и деятельности ребенка. В ходе последующего развития ребенок овладевает также абстрактно-лексическим значением слова, как части речи. Указанное значение слов ребенок в дошкольном возрасте усваивает в процессе соотнесения вопросов, кто? что? что делает? какой? с соответствующими словами.

Наконец, необходимо отметить, что на протяжении всего дошкольного возраста у ребенка формируется понятийная соотнесенность слова, т.е. складывается определенная система понятий, знаний, ассоциативных связей, стоящих за определенным словом.

Усвоение значений слов и расширение пассивного словаря происходит более быстрыми темпами, чем рост активного словаря, особенно в возрасте до 2—2,5 лет. Так, в 1,8—1,10 месяцев ребенок практически понимает обращенную к нему элементарную речь, активная же речь в своем развитии резко отстает от пассивной. Это в значительной мере объясняется тем, что звуковые образы слов (хотя и глобальные) к этому периоду времени оказываются уже достаточно сформированными и реализация в звучащей речи обеспечивается определенной функциональной зрелостью речедвигательного анализатора

Также не стоит оставлять без внимания наработки Жуковой в сфере исследовании импрессивной речи в детском возрасте. Наиболее наглядно это может продемонстрировать следующая таблица уровней сформированности понимания речи:

I уровень

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень характерен для здорового ребенка 3 — 6 месяцев.

II уровень

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя» и т.д.) (6 — 10 месяцев).

III уровень

Ребенок понимает название отдельных предметов (10 — 12 месяцев), узнает их изображения (12 — 14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15 — 18 месяцев)

IV уровень

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

V уровень

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).

VI уровень

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Графические ошибки. Технические моменты в первоначальном обучении письму
При письме имеют место следующие графические ошибки: 1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3. Очень часто в работах встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон ...

Требования к заданиям для младшего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
Содержательная линия "Моделирование и формализация" - это одна из перспективных, динамично развивающихся и важнейших содержательно-методических линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как именно она позволяет осознанно выделять в ...

Обучение графической грамотности в России
В связи с необходимостью в людях, которые могли бы рисовать карты, иллюстрировать научную литературу, гравировать портреты, в начале XVIII века в России "рисунок" или как его называли тогда "рисование" был включен в учебные программы многих учебных заведений, причем не только в ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru