Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе

Страница 2

Именно с этого момента начинается интенсивный рост словаря ребенка. В этом словаре представлены все части речи, а по своему содержанию он включает в себя широкий круг понятий о различных областях жизни и деятельности ребенка. В ходе последующего развития ребенок овладевает также абстрактно-лексическим значением слова, как части речи. Указанное значение слов ребенок в дошкольном возрасте усваивает в процессе соотнесения вопросов, кто? что? что делает? какой? с соответствующими словами.

Наконец, необходимо отметить, что на протяжении всего дошкольного возраста у ребенка формируется понятийная соотнесенность слова, т.е. складывается определенная система понятий, знаний, ассоциативных связей, стоящих за определенным словом.

Усвоение значений слов и расширение пассивного словаря происходит более быстрыми темпами, чем рост активного словаря, особенно в возрасте до 2—2,5 лет. Так, в 1,8—1,10 месяцев ребенок практически понимает обращенную к нему элементарную речь, активная же речь в своем развитии резко отстает от пассивной. Это в значительной мере объясняется тем, что звуковые образы слов (хотя и глобальные) к этому периоду времени оказываются уже достаточно сформированными и реализация в звучащей речи обеспечивается определенной функциональной зрелостью речедвигательного анализатора

Также не стоит оставлять без внимания наработки Жуковой в сфере исследовании импрессивной речи в детском возрасте. Наиболее наглядно это может продемонстрировать следующая таблица уровней сформированности понимания речи:

I уровень

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень характерен для здорового ребенка 3 — 6 месяцев.

II уровень

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя» и т.д.) (6 — 10 месяцев).

III уровень

Ребенок понимает название отдельных предметов (10 — 12 месяцев), узнает их изображения (12 — 14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15 — 18 месяцев)

IV уровень

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

V уровень

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).

VI уровень

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Педагогическая и воспитательная работа в ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края ведется согласно основной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой. Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста в ДОУ ведется в следующих педагогических ...

Особенности формирования мотивация к изучению предмета
Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34]. Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения: 1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъект ...

Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
Откуда же появляется творчес­кая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индиви­дуальность — результат доста­точно длительного процесса культуры педагогической деятельности , в котором можно выделить некие этапы. Первый этап связан с тем, что чело­век оказывается в полож ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru