Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе

Страница 2

Именно с этого момента начинается интенсивный рост словаря ребенка. В этом словаре представлены все части речи, а по своему содержанию он включает в себя широкий круг понятий о различных областях жизни и деятельности ребенка. В ходе последующего развития ребенок овладевает также абстрактно-лексическим значением слова, как части речи. Указанное значение слов ребенок в дошкольном возрасте усваивает в процессе соотнесения вопросов, кто? что? что делает? какой? с соответствующими словами.

Наконец, необходимо отметить, что на протяжении всего дошкольного возраста у ребенка формируется понятийная соотнесенность слова, т.е. складывается определенная система понятий, знаний, ассоциативных связей, стоящих за определенным словом.

Усвоение значений слов и расширение пассивного словаря происходит более быстрыми темпами, чем рост активного словаря, особенно в возрасте до 2—2,5 лет. Так, в 1,8—1,10 месяцев ребенок практически понимает обращенную к нему элементарную речь, активная же речь в своем развитии резко отстает от пассивной. Это в значительной мере объясняется тем, что звуковые образы слов (хотя и глобальные) к этому периоду времени оказываются уже достаточно сформированными и реализация в звучащей речи обеспечивается определенной функциональной зрелостью речедвигательного анализатора

Также не стоит оставлять без внимания наработки Жуковой в сфере исследовании импрессивной речи в детском возрасте. Наиболее наглядно это может продемонстрировать следующая таблица уровней сформированности понимания речи:

I уровень

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень характерен для здорового ребенка 3 — 6 месяцев.

II уровень

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя» и т.д.) (6 — 10 месяцев).

III уровень

Ребенок понимает название отдельных предметов (10 — 12 месяцев), узнает их изображения (12 — 14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15 — 18 месяцев)

IV уровень

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

V уровень

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).

VI уровень

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Изучение концепции воспитательной работы школы и выявление условий, формирующих толерантность
Непосредственным объектом исследования в нашей работе является образовательное пространство школы № 84. Проблема межкультурной толерантности актуальна для этой школы, поскольку в ней обучаются дети разных национальностей и культур. Эту уже существующую систему воспитания мы рассматривали как модель ...

Особенности рефлексии
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию вид ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru