Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе

Страница 4

Цикотто Г.В. выделила характерные особенности развития речи данной категории детей. Усвоив предметное значение отдельных падежных форм, дети длительное время (до 8—9 лет) не осознают их синтаксического значения и синтаксических отношений между словами, выраженных падежными окончаниями. [24. C36]

Длительное время в сознании умственно отсталого ребенка не формируется как грамматическое значение слова в целом, так и дифференцированное понимание отдельных грамматических форм и морфологических категорий. [23. C45]

По данным Л.М. Шипициной в собственной речи у умственно отсталых детей встречается довольно большое число стойких ошибок — у детей 6—8 лет с выраженной степенью умственной отсталости — 21,5%, у детей 6 лет с легкой степенью умственной отсталости — 21,3%, 7—8 лет — 3,6% на замены одних падежных окончаний другими, смежными по значению. Так, дети смешивают лицо, на которое направлено действие, с частичным объектом действия, психологический и грамматический субъект и объект действий, прямой и косвенный объекты действия. Смешиваются все оттенки, обозначающие пространственные отношения, — место и направление действия, удаление от места действия и направление действия [48. C.56]

Затруднения в разграничении значений, выражаемых падежными формами, связаны частично с неусвоением семантики предлогов и приставок.[23. C51]

Наконец, необходимо отметить, что не все падежные формы используются одинаково правильно или неправильно. Наиболее часто возникают ошибки (замены именительным падежом) при обозначении отношений, выражаемых творительным падежом, что скорее объясняется его многофункциональностью (значение орудия действия, производителя действия, творительным предикативным, признака, совместности действия и т.д.), чем вариабельностью его окончаний. [24. C46]

Как отмечали Шипицина Л.М., Маллер А.Р., Цикотто Г.В., Мастюкова Е.М., длительное время не усваиваются детьми категории рода и одушевленности. Такого рода ошибки отмечаются у детей с легкой степенью умственной отсталости до 7—8 лет, у детей с выраженной умственной отсталостью до 8—9 лет. У детей с нормальным развитием, по данным Гвоздева А.Н., разграничение окончаний существительных вырабатывается к 5 годам.

Прилагательное может употребляться в разном роде при одном и том же однотипном существительном. В школьном возрасте основные трудности вызывает уже оформление среднего рода.

Итак, недостаточное усвоение значений слов, грамматических категорий и понятий, нерасчлененное восприятие смысловой ситуации определяют особенности экспрессивной речи детей с нарушенным интеллектом: бедность словаря, неправильное использование слов, бедность синтаксических конструкций, пропуски членов предложения (при достаточном усвоении грамматической структуры предложения), так называемый смысловой аграмматизм.[24. C.45]

Однако Маллер А.Р., Цикотто Г.В. выделили наряду с ошибками, связанными с неусвоением значения определенных грамматических форм и категорий, в речи детей встречается и другой тип ошибок, природа которых носит иной характер. Так интеллектуальный дефект вызывает также трудности удержания всей совокупности сложных операций, выполняемых речевыми механизмами в процессе порождения речи и ее понимания. В результате этого возникают такие ошибки, как неиспользование даже усвоенных грамматических элементов языка в собственной речи или неправильное истолкование услышанной информации при понимании всех входящих в нее языковых элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Методическая разнообразие проблемных заданий
Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию: 1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, ...

Результаты проведенной диагностики
В исследуемой группе у нас получились результаты уровня готовности дошкольников к формированию духовно-творческого потенциала личности, представленные в таблице 1. Таблица 1. Уровень готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников исследуемой группы № п/п Инициалы реб ...

Организационная структура учебного заведения
Таблица 2 – распределение учащихся по уровням квалификации и специальностям. Процентное распределение учащихся профессиональных училищ по специальностям и уровням квалификации мы видим в Таблице 2: В болгарской системе профессионального образования учащиеся еще до окончания обязательного образовани ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru