Теоретические основы формирующего эксперимента

Страница 2

- учёт единства диагностики и коррекции (перед началом коррекционно-логопедической работы нами были установлены этиология, механизмы, симптоматика нарушения у каждого ребёнка, что позволило нам наиболее эффективно простроить индивидуальные и подгрупповые занятия. Содержание логопедической работы определялось уровнем речевого развития каждого ребёнка.)

- опора на закономерности онтогенетического развития, (при работе с детьми с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости нами учитывались закономерность и последовательность появления и использования средств коммуникации и коммуникативных умений в онтогенезе).[48. С. 56].

- принцип связи речи с другими сторонами психического развития (определялся осуществлением коррекционного воздействия не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность ребенка в целом). [25. С. 26]

- принцип закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения (предполагал моделирование различных коммуникативных ситуаций на коррекционно-логопедических занятиях, например ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый, ребенок - дети).

- принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании (означает организацию активной деятельности детей при реализации, которой создаются условия для ориентировки ребенка в различных ситуациях, использование ведущей для данной категории детей - игровой деятельности в коррекционной работе, а также то, что обучения мы рассматривали речь как деятельность общения.)

А.Р. Маллер (2003), Г.В. Цикотто (2003) были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории.

Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.

Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.

Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

Постепенное усложнение самостоятельных действий детей:

переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся раз личные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра — музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность — ритмические упражнения — рисование и т.д.

Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога.

Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. Вся коррекционная работа имела воспитывающий характер и была направлена на всестороннее развитие личности и речи ребенка.

Вся учебно-воспитательная работа с тяжело умственно отсталыми детьми должна проводиться систематически и строиться так, чтобы обучение по любому предмету, каждое воспитательное мероприятие носили коррекционно-воспитательный характер.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Формы, методы и средства социально-педагогический работы с трудными подростками Дома культуры
В сельской местности наблюдается проблема, где досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства прив ...

Обучающая роль математических задач
Обучающую роль математические задачи выполняют при формировании у учащихся си­стем л знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли. 1) Задачи для усвоения математических понятий. Известно, что формирование математичес ...

Особенности организации самостоятельных и домашних занятий
Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий. Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru