Теоретические основы формирующего эксперимента

Страница 2

- учёт единства диагностики и коррекции (перед началом коррекционно-логопедической работы нами были установлены этиология, механизмы, симптоматика нарушения у каждого ребёнка, что позволило нам наиболее эффективно простроить индивидуальные и подгрупповые занятия. Содержание логопедической работы определялось уровнем речевого развития каждого ребёнка.)

- опора на закономерности онтогенетического развития, (при работе с детьми с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости нами учитывались закономерность и последовательность появления и использования средств коммуникации и коммуникативных умений в онтогенезе).[48. С. 56].

- принцип связи речи с другими сторонами психического развития (определялся осуществлением коррекционного воздействия не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность ребенка в целом). [25. С. 26]

- принцип закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения (предполагал моделирование различных коммуникативных ситуаций на коррекционно-логопедических занятиях, например ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый, ребенок - дети).

- принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании (означает организацию активной деятельности детей при реализации, которой создаются условия для ориентировки ребенка в различных ситуациях, использование ведущей для данной категории детей - игровой деятельности в коррекционной работе, а также то, что обучения мы рассматривали речь как деятельность общения.)

А.Р. Маллер (2003), Г.В. Цикотто (2003) были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории.

Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.

Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.

Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

Постепенное усложнение самостоятельных действий детей:

переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся раз личные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра — музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность — ритмические упражнения — рисование и т.д.

Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога.

Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. Вся коррекционная работа имела воспитывающий характер и была направлена на всестороннее развитие личности и речи ребенка.

Вся учебно-воспитательная работа с тяжело умственно отсталыми детьми должна проводиться систематически и строиться так, чтобы обучение по любому предмету, каждое воспитательное мероприятие носили коррекционно-воспитательный характер.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Описание интерфейса мультимедийного учебно-методического пособия и результатов исследования
Исследование проводилось в средней школе № 24 города Красноярска. В роли испытуемых были учащиеся 10 В класса, в количестве 23 человек. Ребята диагностировались по следующим методикам: "Что важнее?", "Диагностика уровня развития малой группы", "Оценка психологической атмосф ...

Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской субкультуры
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что вообра ...

Виды чтения
Важным моментом в процессе обучения выступает расширение обучаемым имеющихся знаний при помощи чтения. Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации. Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, ч ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru