Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний

Педагогические практики » Игра - как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста » Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний

Страница 1

Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники:

программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998),

"Юный эколог" (С.Н. Николаева, 1999),

" Программа экологического воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998),

"Семицветик" (В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова, 1997);

Т.к в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если постоянно использовать различные формы наглядности. На занятиях мы использовали демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, технические средства обучения- слайды, диафильмы, видеофильмы. Использовали и различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал был использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов.

В работе были использованы демонстрационные картины, на которых представлены экзотические, малоизвестные животные (коала, дикобраз, джейран) в крупном масштабе и со своими детенышами.

Как раздаточный материал использовались и наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений. С детьми мы проводили дидактические игры, упражнения, создавали проблемные ситуации. Например, одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-15 карточками, и предлагалось разложить их в два ряда: в один - домашних, а в другой - диких, животных; или: выбрать животных (летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д.

Создавали и проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирали животных, которые могут в ней жить, а потом объясняли, почему они сделали такой выбор. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным объектам. Конспект занятия на тему: "Как растут растения" ( Приложение 11). Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов "Вода. Состояние воды. Цветной лед." (Приложение 12), наблюдений. В процессе обучения обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при посадке растений (Приложение 13), при очистке территории от снега, в подкармливании птиц.

Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по созданию условий для формирования у детей экспериментальной группы динамических представлений об изменениях в живой природе, привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Педагогическая деятельность
В.А. Сухомлинский был человеком целеустремленным. Всю свою сознательную жизнь он без остатка отдал делу коммунистического воспитания детей. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг «Сердце отдаю детям». Расцвет педагогического творчества В.А. Сухомлинского приходится н ...

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru