Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы

Страница 1

дошкольник природа игра экологический

Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных явлений и объектов переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы и модели.

Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребёнок не только познаёт внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).

Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальное проявление ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в практической деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека. ( Мир природы./ Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г – С-П 1988, с. 142).

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обобщения, приведения их в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём, наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно "обыгрывание" последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование различных форм работы:

- занятия;

- экскурсии;

- практическая деятельность в природе;

- природоохранные акции;

- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;

- проведение экологических викторин и олимпиад;

- выпуск детьми экологических листовок.

Основная роль в формировании системы первоначальных естественнонаучных представлений, понятий и знаний отводится занятиям. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе. Чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей и интерес, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия, например, занятие-путешествие, урок-сказка, викторина, игра, конференция (с привлечением родителей) и т.д. Занятия могут проводиться в группе, в Зимнем саду, в музее Природы, на участке, в парке и т.д.

На занятиях широко используются:

- блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);

- проблемные ситуации или проведение опытов;

- практическая работа и поисковая деятельность;

- игровые приёмы.

Большое значение в экологическом развитии придаётся экскурсиям, где происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года.

Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе, труд по уходу за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и опытов и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом ры ...

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Общепедагогические принципы экологического образования дошкольников
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, де ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru