Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы

Страница 3

Таким образом, проверочная беседа показывает какие представления детей этого возраста необходимо уточнить, дополнить, на что воспитатель должен обратить внимание во время наблюдений, при рассматривании картин, какие сделать пояснения и объяснения.

Интересными контрольными заданиями являются игры: "Кто лишний?"; "Кого не хватает?".

Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги дают толчок для углубления анализа поведения животных и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.

Особенно важно закрепить приобретённые детьми знания в их практической деятельности, например при уходе за животными в уголке природы. По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:

- направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

- уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказывание, рисование);

- активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).

В соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" с детьми старшего возраста могут быть организованы следующие наблюдения: рассматривание двух щенков разных пород; экскурсия на ферму, конюшню, телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдения за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросёнка.

В старшей группе воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому педагог подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы ребята могли порассуждать, подумать. Например: "Почему кролик прыгает, а не бегает, не ползает? Каких ещё животных вы знаете с таким строением ног? В двух мисках приготовлена разная пища. Найдите ту, которую любит кролик. Какую пищу забыли положить? Вспомните, что ещё кролик любит есть?".

Посещая зоопарк, дети получают интересные впечатления. Готовя экскурсию в зоопарк, воспитатель должен правильно подойти к выбору объекта для наблюдения (показывать детям следует тех животных, наблюдение за котором наиболее доступно и увлекательно). Планируя экскурсии, педагог учитывает конкретные условия: например, далеко или близко расположен детский сад от зоопарка и сколько раз в зависимости от этого можно его посетить.

Первое посещение может носить характер общей ориентировочной экскурсии, во время которой дети знакомятся с разнообразными и наиболее интересными животными. Однако наблюдение, конечно, не удовлетворит любознательности детей. В течение года можно спланировать несколько тематических экскурсий: к вольеру с обезьяной, в слоновник, к тигру и т.д. можно рекомендовать такие маршруты экскурсий по зоопарку: "Кто живёт в жарких странах?"; "На ком ездят люди?".

Однако при проведении экскурсии не следует увлекаться объяснениями и рассказами, надо дать детям возможность с интересом, не отвлекаясь на подробные объяснения, рассмотреть животного, его повадки, движения, особенности окружающей среды. Один - два вопроса, загадка, небольшое пояснение способствуют динамичности и целенаправленности наблюдения.

Художественная литература помогает раскрыть важную особенность поведения животных – заботливое отношение к детёнышам, самоотверженную их защиту в момент опасности.

Интересны для старших ребят посещение краеведческого музея, где они могут познакомиться с фауной родного края, увидеть диораму или панораму, изображающую животных в естественных условиях. Воспитатель заранее посещает музей, отбирает познавательный материал, который сообщит детям.

Наблюдения за земноводными.

С детьми старшего дошкольного возраста предметом наблюдения могут стать характерные особенности внешнего вида и передвижения лягушки, ящерицы, черепахи как представителей определённого класса животных. Уделив особое внимание непосредственному наблюдению земноводных и пресмыкающихся, педагог должен уточнить и закрепить знания дошкольников, использовав для этого такие формы работы, как беседы, чтение книг о животных, творческое рассказывание, труд в уголке природы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Здоровьесберегающие технологии в образовании
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие ...

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Потребность в общении
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. "Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребно ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru