Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы

Страница 5

7. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы её выполнить. Дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определённым периодом развития растения.

Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:

1. Название растений. Дети должны знать и оперировать 8-10 названиями комнатных растений. Сюда мы относим и названия разных видов одного семейства.

2. Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: "как дерево", "как кустик", "как травка".

3.Части растений:

-стебли; дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;

- листья; дети должны определять форму: круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; окраску: оттенки зелёного цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость); величину – использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

- цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.

4. Происхождение (родина) некоторых растений, зависимость внешнего вида от места произрастания.

Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует проводить с детьми старшей группы. Чтобы решить поставленные в них задачи. Дети должны обладать достаточно высоким уровнем знаний о природе. Уметь решать одновременно несколько дидактических задач.

Важное место в таких играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более увлекательной, а это в свою очередь, повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ним цели.

Сюжетная игра отражает определённую жизненную ситуацию, её воссоздание в ином плане побуждает детей мобилизовать знания, применять их для решения игровой и дидактической задачи. Чем интереснее ситуация, тем больше она захватывает ребёнка, тем выше его умственная и творческая активность, тем лучше усваиваются знания. Причём энергичнее, самостоятельнее становятся не только исполнители отдельных ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задания.

Некоторые сюжетные игры можно объединить в серии, связанные определённой темой. При этом нужно учитывать намеченное программное содержание, а так же то, что проведение серии игр должны быть связаны с такими закономерностями жизни природы, которые доступны для понимания детей дошкольного возраста. При выполнении разнообразных ролей усложняются и дидактические задачи. Например, в серии игр отражается приобретение новых знаний об овощах и фруктах. Сначала проводится игра "Магазин "Семена". Дети различают и называют семена разных овощей, описывают способы их посева в зависимости от величины. Затем в игре - драматизации "Съедобное – несъедобное" дошкольники уточняют. Какие части овощных культур человек использует в пищу. В играх "Овощехранилище" и "Консервный завод" определяют спелость овощей и фруктов по хорошо заметным признакам (окраска, величина, плотность) и решают, в каком виде и где запасать их на зиму. И, наконец, детям предлагают игру "магазин "Овощи и фрукты", в ходе которой уточняют, как овощи и фрукты попадают к покупателю.

В некоторые сюжетно-дидактические игры с природным материалом можно включить сразу несколько задач в зависимости от содержания, наличия в игре определённого количества ролей. Задачи эти могут быть самыми разнообразными: от наиболее простых до более сложных. Так, например, во многих играх обязательно требуется узнать и описать растения, их части по внешним признакам. Но при этом опираться надо уже не на слово-название, а на описание предмета, перечисление его характерных признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр. Например, в игре "магазин "Семена" предлагается узнать и назвать растение по малознакомому материалу – семенам овощей и цветов. Дети, конечно, часто видят их. Но обычно не обращают внимания на то, есть ли они у растений, и часто не знают их назначение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества
В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать. Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые со ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Развитие мышления при обучении математике
Рассматривая вопрос о средствах и условиях развития мышления, определим эти понятия. Под условиями, согласно теории деятельности, понимают все то, что влияет на характер и эффективность деятельности, а под средством - такие условия, которыми субъект деятельности может произвольно и непроизвольно оп ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru