Значение событийности в становлении толерантности

Страница 1

Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов.

Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что человек по самой своей природе есть бытие для других, ориентация на другого присуща каждому из нас.

Слободчиков В. И., Исаев Е.И. пишут: «Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия «связи» и «отношения». Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, «связь» - это выраженное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь – это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи…» (23, с. 158).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. (23, с. 158-159).

Таким образом, в общности формируется образ другого, значимый в становлении толерантности, и создаются условия для толерантности: формирование оценки объекта благодаря связи с ним.

В общности люди встречаются, общность создается совместным усилиями самих индивидов. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности.

Специфика общности состоит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуальностью другой индивидуальности, что реализуется при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания. Подлинная, бытийная общность предполагает, несмотря на препятствие и «непрозрачность» другого, выход за рамки самого себя и понимание (постижение) личности Другого, что лежит в основе толерантного отношения.

Неструктурированная общность, являющаяся пространством душевного и духовного развития, называют такую общность «со-бытие» или «со-бытийная общность».

Этимологически «со-бытие» означает совместное бытие, совместное проживание. Отдельные приставки «со-» подчеркивает совместность, принципиальную невозможность представить общность вне соучастия другого. Сами слова «совместность», «единство» означают отсутствие неравенства.

Основная функция со-бытия – развивающая. Результат развития есть та или иная форма субъективности. При этом сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами – более сложными и более высокого уровня развития.

Единство и противоположность обособления и отождествления и есть постоянно действующее, живое противоречие со-бытия, задающее весь ход развития субъективности. (23, с. 172-175).

Пространство «со-бытия» - это пространство норм. Какие то нормы человек принимает (отождествление), какие то – отрицает (обособление). Это две крайние формы отношения к нормам. Толерантность – это своего рода «норма отношения к норам», а «со-бытие» - это место где формируется эта норма. Толерантность является характеристикой субъектности индивида, поскольку определяется как «доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других культур, признание позитивных аспектов разнообразия».

Под термином со-бытие В.И. Слободчиков подразумевает общность бытия двух людей. Б.Д. Эльконин говорит нечто как раз противоположное, меняя акцент и утверждая, что общность и взаимность не бытие, не наличность, а именно событие, акт, становление… Событие – это явление (откровение) идеальной формы.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Виды и методы проверки знаний, умений и навыков по химии
Проверка знаний по дидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую, периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную и экспериментальную (практическую) проверку. Система проверки требует всех четырех ее видов: предварительной, текущей, периодической и заключител ...

Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природ ...

Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относят ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru