В культурно-исторической теории развития стержневым является положение о развитии как соотношение реальной и идеальной форм. Идеальная форма, по Л.С. Выготскому, существует в виде образов совершенных (правильных) способов (образцов) поведения человека, культура, работает как стимул-средство или знак, т.е. элемент культуры, посредством которого реконструируются и объективируются натуральные, как бы вне действующего человека сложившиеся формы поведения. Толерантность – это идеальное. «Точка встречи» идеальной и реальной форм специфична и знаменательна тем, что человек овладевает своим поведением (естественно сложившиеся стереотипы поведения становятся осознанными и произвольными), становиться его субъектом. (34, с. 9).
Событие ниоткуда не следует и никем не детерминировано. Оно есть не продолжение естественного хода жизни, а перерыв, промежуток в нем. В этом смысле явление идеальной формы есть Чудо. Оно Чудо еще и в том смысле, что сама идеальность (совершенство) становиться реальностью (актуальностью) – переживается и осмысливается как реальный и жизненный, а не только воображаемый факт. М.К. Мамардашвили говорит, что событие «собирает» человеческое переживание и усиливает его…». (34, с.40-41).
Обязательным структурным элементом события является необходимость перехода из одного в другой тип поведения…
Культурным способом и образцом «жизни на переходе» и соответственно способом осуществления событийности является обрядово-мифологическая (обрядово-символическая) форма. (34, с.50).
Ритуал – это и есть способ организации (построения) событийности, та первая форма, в которой обнаруживается новая реальность новой идеи.
И если ритуал «случится», то в новой деятельности идеальное содержание ритуала будет не только обнаруживаться, но и удерживаться и воссоздаваться как смысл, идея и прообраз этой деятельности, как то, в отношении к чему и где она есть, существует. (34, с. 42-46). В том плане понятия «ритуал» и «игра» близкие понятия.
Значение событийности в становлении толерантности заключается в том, что со-бытие как форма интеграции индивидов – это условие формирования толерантного отношения, поскольку категории «связь» и «отношение» являются здесь базовыми.
Событие как явление идеальной формы (совершенства) и превращение ее в реальную (актуальную), другими словами, в событии опосредованно (ритуал) происходит присвоение совершенных образцов поведения. А мы рассматриваем толерантность как совершенный, правильный способ поведения.
Новости образования:
Организация и методика исследования
С целью изучения особенностей развития импрессивной речи детей в возрасте 9-13 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости нами был проведен констатирующий эксперимент. При изучении особенностей импрессивной речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью мы исходили из общих ...
Работа с учебниками экономической географии
Экономическая география изучает общественные явления (особенности и размещение населения и хозяйства) и тем самым исходит из закономерностей, исследуемых общественными науками. Основной теоретической задачей экономической географии является установление закономерностей географического размещения на ...
Предметно-развивающая среда как средство развития детей
среднего дошкольного возраста
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами [1, с. 14]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова пространство определяется как промежуток меж ...