Содержание обучения математике

Страница 1

Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др. Причины пересмотра содержания были разные: от развития самой науки до снижения общего уровня математической подготовки учащихся.

В последнее время эта проблема возникла на новом витке в связи с возникновением и развитием компетентностного подхода в обучении. Математика среди учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций [25].

Во-первых, она способствует развитию строгого логического мышления. Это одна из самых распространенных и значимых развивающих целей уроков математики, которая достигла такой высокой степени логического совершенства, что «нет никакой необходимости искать более совершенных образцов» [1, с. 27]. Сама математика, по мнению Ю.П. Соловьева, – это искусство логически правильно мыслить [6].

Во-вторых, математика использует в своем арсенале общенаучные методы познания мира и в то же время сама является методом его познания [10], а потому, изучая математику, учащиеся овладевают ими в той или иной степени.

В-третьих, математика через решение теоретических и практических задач учит выделять проблему, находить ее решение, реализовывать его, давать оценку, что является важнейшим компонентом учебно-познавательной компетенции. А.Я. Хинчин подчеркивает, что математика учит добиваться поставленной цели, не останавливаясь перед трудностями [10, с. 91].

В-четвертых, математика развивает воображение и интуицию, вкус к исследованию и творчеству. «В то время как в большинстве других областей знания выполнение задания, за немногими исключениями, требует от учащихся лишь определенных знаний и навыков, решение математической задачи, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится – пусть весьма скромным – творческим актом» [10,с. 93].

Платон писал: «Математика приносит пользу всем.…Сперва неподатливые, более медлительные головы постепенно пробуждаются, таким образом, от своей спячки, развиваются и становятся более способны к учению, чем было им свойственно от природы» [14, с. 8]. Сократ говорил, что увлеченные точностью геометрии и привыкающие внимательно рассматривать то, что утверждается и доказывается, могут легче и быстрее воспринимать и постигать более серьезные и заслуживающие внимания предметы [14, с. 10].

Математика рассматривается с давних времен как высочайший образец достоверного знания [6, с. 207]. Взаимопроникновение идей математики и философии, единство используемых методов приводит к важнейшей мировоззренческой идее о единстве материального мира [10], поэтому математика влияет на формирование религиозных ценностей. Способы выражения этой ценности могут быть различными: некоторые находят смысл в самоутверждении и активном участии в жизни, а некоторые стремятся соединиться с высшей реальностью путем отстранения от жизни (например, монахи) [12, с. 302].

Особую роль играет математика в формировании теоретических ценностей. Если эта группа ценностей преобладает, то человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни, наивысший смысл находит в раскрытии истины. Пожалуй, здесь с математикой не может соревноваться ни одна дисциплина. В подтверждение уместно вспомнить утверждение Г.В. Лейбница о том, что самым надежным средством искать и находить истину может стать математика [10, с. 158].

Если культура – это все, что создано человеком, то математика по праву является важной ее частью. «Математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, т.е. участвует в формировании духовного мира человечества, равно как и искусство, и потому каждому человеку полезно знать некоторые фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в нее, ход научной эволюции, преодоление ошибок [7, с. 168]».

Страницы: 1 2

Новости образования:

Письмо с "секретом" как новый подход к формированию графических навыков
Выделим основные стержневые линии: 1. Снятие психологической перегрузки учащихся, связанной с овладением ими графическими навыками и каллиграфическим письмом, включение детей с самого первого шага обучения письму в ситуацию привычной для них деятельности воображения, фантазии, которая связана у дет ...

Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматическог ...

Возрастные особенности младших школьников
Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту, он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru